Северный Кавказ остается опасным для журналистов, считают эксперты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Северный Кавказ остается опасным для журналистов, считают  российские правозащитники и независимые журналисты, которые рассказывают о работе в северокавказском регионе.

В России сегодня есть две точки, которые полностью отвечают определению "горячая", и обе находятся на Северном Кавказе. По мнению председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, это Дагестан и Ингушетия.

"В Ингушетии и Дагестане сейчас творится на самом деле по отношению к мирным жителям то, что в Чечне творилось во время войны. Войны нет, но мирных жителей похищают, убивают, грабят", - говорит Людмила Алексеева.

По степени опасности для жизни местных жителей и журналистов военный обозреватель "Новой газеты" Вячеслав Измайлов на первое место поставил Дагестан. Он утверждает, что там напряженную обстановку создают власти, точнее - люди, дерущиеся за власть. "Потому что почти какой район ни возьми - руководители заказывают один на другого киллеров. И журналистам говорить правду в этой обстановке очень небезопасно", - отмечает журналист.

Напомним, что в этом году погибли два журналиста, связанные с Дагестаном. И если в деле о гибели корреспондента "Первого канала" Ильяса Шурпаева нет подтвержденных версий о том, что журналист пострадал из-за своей профессиональной деятельности, то директор ГТРК "Дагестан", Гаджи Абашилов, был застрелен за твердость своей гражданской позиции, указывает Радио "Немецкая волна".

В Ингушетии работать не менее опасно, хотя там пока дело не дошло до убийств. Радиостанция приводит слова журналиста, эксперта международной правозащитной организации Human Rights Watch Татьяны Локшиной по этому поводу.

"Буквально за последние полгода именно в Ингушетии было два совершенно вопиющих инцидента, когда в ноябре известного правозащитника и трех тележурналистов похитили из крупнейшего города Ингушетии - Назрани - прямо из гостиницы посреди ночи. И существуют основания полагать, что это было сделано, в частности, для того, чтобы они не имели возможности освещать протестный митинг, который был запланирован ровно на следующий день. После этого в той же Ингушетии и в той же самой Назрани, где в январе проходил еще один протестный митинг, прямо во время демонстрации задержали десять журналистов", - поясняет свою мысль эксперт.

Отметим, что президент республики Ингушетия Мурат Зязиков после первого похищения журналистов был в Москве, и ему пришлось держать ответ перед коллегами похищенных. Он обещал провести расследование инцидента и обеспечить безопасную работу всем приезжающим в республику журналистам. "Я считаю, что это сделали враги правозащитных организаций, враги журналистов и мои личные враги. Любой канал может в любую республику присылать хоть 20 съемочных групп. Это ваше дело", - заявил он тогда.

Между тем, Татьяна Локшина утверждает, что  в Ингушетии стало еще более опасно работать журналистам: "В первую очередь, угроза для журналистов исходит от силовых структур, которые могут попытаться воспрепятствовать профессиональной деятельности".

В Чеченской Республике, по мнению большинства экспертов, сегодня отмечается относительное спокойствие. Однако, по словам Татьяны Локшиной, работать там можно только под диктовку Рамзана Кадырова и его приближенных, журналистики там не осталось.

Как уже сообщал "Кавказский узел", подробное внимание ситуации в трех республиках Северного Кавказа – Ингушетии, Чечне и Дагестане - уделяется в докладе "Ситуация на Северном Кавказе. Осень 2007 г. - весна 2008 г." Правозащитного Центра "Мемориал". Правозащитники отмечают, что Северный Кавказ по-прежнему остается одним из наименее благополучных регионов России в области соблюдения прав человека.

Особой критике правозащитников подверглись власти Ингушетии, которые, как отмечается в докладе, не только не пытаются повлиять на ситуацию и защитить население от произвола "силовиков", а наоборот, силой подавляют акции гражданского протеста и называют журналистов, описывающих ситуацию в республике, "дестабилизирующей силой".

Автор: