Эксперт: изменения в указе президента Армении о деятельности СМИ формальны
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Относящееся к деятельности СМИ изменение в указе президента Армении "О введении чрезвычайного положения", которое было внесено 13 марта и вступило в силу на следующий день, по сути, явилось лишь косметическим изменением, сделанным "для отвода глаз". Об этом "Кавказскому узлу" заявил эксперт по вопросам прессы.
По мнению эксперта, предыдущая формулировка пункта о деятельности СМИ в указе президента от 1 марта была куда более конкретной и предполагала четкие рамки запрета. По оценке эксперта, изменение пункта о деятельности СМИ является ничем иным, как введением цензуры.
"То есть власть сама будет определять, что является ложным и что является провокационным и где именно звучит призыв к незаконным действиям", - заявил эксперт, который пожелал остаться неназванным.
Как уже сообщал "Кавказский узел", власти Армении вносят изменения в формат чрезвычайного положения, введенного Робертом Кочаряном 1 марта. 13 марта были внесены изменения, в основном касающиеся ограничений в работе средств массовой информации. Указ вступил в силу 14 марта.
Согласно указу от 13 марта, четвертый пункт указа от 1 марта о введении чрезвычайного положения признан потерявшим силу. В последней редакции этот пункт выглядит следующим образом: "Запрещается предоставление СМИ заведомо ложной и дестабилизирующей ситуацию информации по государственным и внутриполитическим вопросам или призывы к участию в незаконных мероприятиях, а также публикация и распространение подобной информации и призывов какими-либо иными способами".
В первоначальной редакции эта часть указа, относящаяся к деятельности СМИ, выглядела следующим образом: "СМИ с 1-ого марта разрешается публикация материалов, касающихся государственных и внутриполитических вопросов, исключительно со ссылкой на источники официальной информации".
Как стало известно "Кавказскому узлу", в ночь с 13-ого на 14-ое марта в типографии были изъяты номера оппозиционных газет "Грапарак" ("Площадь") и "Айкакан жаманак" ("Армянское время"), а также газеты "Аравот" ("Утро").
По словам главного редактора газеты "Грапарак" Армине Оганян, когда газету в 2 часа ночи отнесли в типографию, то находящийся там сотрудник Службы национальной безопасности без каких-либо объяснений заявил, что газета печататься не будет. На просьбу главного редактора объяснить причину запрета, сотрудник СНБ не ответил.
По убеждению Армине Оганян, ограничения с прессы по сути не сняты, это лишь формальный шаг, сделанный для того, чтобы продемонстрировать Западу готовность властей идти на уступки, а на самом деле продолжает оставаться все та же ситуация.
Аналогичного мнения придерживается редактор газеты "Айкакан жаманак" Айк Геворкян, который считает, что изменение пункта о СМИ направлено не на реальное смягчение режима работы СМИ, а на создание видимости смягчения у международного сообщества. Газету "Айкакан жаманак", также как и "Грапарак", запретил печатать находящийся в типографии сотрудник СНБ.
В тот же день ночью в типографии сотрудниками СНБ был изъят номер газеты "Аравот". Согласно объяснению представителя СНБ, содержащийся в газете материал о пресс-конференции Левона Тер-Петросяна является ложным, что противоречит указу президента.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в результате введения чрезвычайного положения, получения информации и, в первую очередь, альтернативной официальной информации, лишены жители как Еревана, так и многих областей Армении.
В течение последних нескольких дней в ряде районов Армении альтернативная информация распространяется в виде листовок, DVD дисков, лазерных дисков. Открыто несколько интернет-сайтов, адреса которых в спешном порядке передают друг другу жители столицы. Между тем, многие из этих сайтов в течение нескольких дней закрываются.
На сайтах публикуется информация, относящаяся к реакции международного сообщества на события в Ереване, заявления и выступления авторитетных международных организаций о президентских выборах, последовавших за ними митингов, арестов оппозиции и беспорядков в столице. Публикуются также сведения об арестованных, комментарии некоторых депутатов и правозащитников, относящиеся к текущим событиям.
На вопрос "Кавказского узла" о ситуации с выходом в свет СМИ в Ереване, один из руководителей СМИ ответил, что с 1 марта перестали выходить все оппозиционные газеты, тогда как продолжают работать в своем обычном режиме газеты "Голос Армении", "Республика Армении","Айастани Анрапетутюн", "Азг" и другие подконтрольные властям издания.
Напомним, утром 1 марта в центре Еревана полиция разогнала митинг сторонников Левона Тер-Петросяна, не признающих итоги выборов 19 февраля. Митингующие, однако, продолжили акцию протеста, переместившись к посольству России и Франции близ мэрии Еревана, где произошли столкновения участников митинга с полицией и ОМОНом. По официальным данным, в результате этих столкновений погибли восемь человек.
Президент Армении Роберт Кочарян поздно вечером 1 марта подписал указ о введении в Ереване чрезвычайного положения сроком на 20 дней. Однако митинг оппозиции продолжался, несмотря на запрет. Затем на улицах начались массовые беспорядки, в ходе которых правоохранительные органы применили силовые методы.