Муху Алиев назвал провокацией запрет спектакля о "Норд-Осте" в Дагестане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня президент Дагестана Муху Алиев на специально созванной пресс-конференции для СМИ категорически отверг информацию о том, что с его стороны давались указания отменить второй показ спектакля "Все в твоих руках", посвященного трагическим событиям, развернувшимся в театральном центре на Дубровке.
"Запрет спектакля - это провокация или головотяпство министра культуры республики, - сказал президент Дагестана. - Каких-либо указаний об отмене спектакля я не давал".
Как заявил Муху Алиев, актеры, на его взгляд, играли неплохо. "По окончании спектакля журналисты спросили о моих впечатлениях. Я сказал, что в целом постановка мне не понравилась, потому что идет героизация террористов и бандитов. Но я повторяю, это мое личное мнение", - сказал президент Дагестана Муху Алиев.
По словам Муху Алиева, во время разговора с журналистами сразу после премьеры присутствовала министр культуры Зумруд Сулейманова, которой президент и высказал свои замечания.
"Я сказал, что наш Русский драматический театр вместе со всеми жителями Дагестана прошел все испытания, связанные с терроризмом, - говорит Муху Алиев. - Мы от рук террористов потеряли людей больше, чем во время событий в "Норд-Осте". Поэтому, я считаю, к этой теме необходимо относится более критически, чем это сделал главный режиссер".
Как заявил президент Дагестана, в постановке людям "пытались внушить чувство общей вины".
"В чем мы виноваты? - спрашивает Муху Алиев. - В том, что не хотим, чтобы здесь было исламское государство вахаббитского толка? У нас был взрыв дома в Буйнакске и Каспийске, где погибли мирные люди, в том числе и дети, взрыв во время парада 9 мая в том же Каспийске. Я уже не говорю о 1999 годе, когда на республику напали банды террористов. Я никак не могу понять, почему их надо героизировать?"
После этого, как сказал руководитель республики, он покинул здание театра.
"Но я не мог представить, кому придет в голову глупость отменить спектакль, тем более билеты были проданы, - говорит Муху Алиев. - Я даже на следующий день позвонил начальнику информационно-аналитического управления своей администрации, сказал, чтобы чиновники взяли несколько преподавателей и посетили постановку, чтобы высказать мне свое, может быть другое мнение".
Как говорит президент Дагестана, режиссеру спектакля надо было обратиться лично к нему и разъяснить ситуацию с запретом. По словам Муху Алиева, он обратился к министру МВД Дагестана и поручил найти людей, которые от его имени обращались к авторам спектакля с требованием о запрете спектакля.
"Никакой цензуры, естественно, не должно быть, - сказал Муху Алиев. - Однако с учетом аудитории министру культуры надо было заранее посмотреть спектакль на такую злободневную тему, может, следовало, что-то изменить в постановке. Пусть попробуют с этим спектаклем поехать, к примеру, в Беслан, вы увидите, какая там будет реакция. Но, повторяю, я никому не навязываю свою точку зрения".
В Министерстве культуры Дагестана комментировать ситуацию с запретом спектакля отказались.
Как сообщал "Кавказский узел", 4 апреля прошла официальная премьера спектакля, на которой присутствовали президент Дагестана Муху Алиев и председатель народного собрания республики Магомед Сулейманов.
На следующий день должен был пройти второй показ спектакля о событиях в театральном центре на Дубровке, но с мотивировкой "о болезни исполнительницы главной роли" спектакль был отменен.
Организаторы представления ссылаются на негласный запрет со стороны президента Дагестана.
"Я не могу объяснить, с чем связан запрет. Я думал, что уже не существует такого механизма, который позволяет запрещать спектакль, но он, оказывается, есть. Просто пришли люди, которые сослались на президента Дагестана и сказали: спектакль больше не играть", - сказал режиссер спектакля и художественный руководитель Русского театра Скандарбег Тулпаров.
По словам Тулпарова, "решение принималось на самом высоком уровне".
По словам режиссера, он не жалеет о поставленном спектакле и не считает постановку ошибкой.
"Ни на одну секунду я не жалею. Я говорил правду. Я никого не задевал, я говорил о трагедии народа. Если мы говорим о неделимой России, мы должны помнить, что и чеченцы, и русские - все они наши люди. Мы сострадаем всем, кто попал в эту ситуацию", - сказал Тулпаров.
Тулпаров также сказал, что надеется в будущем еще раз поставить спектакль в Махачкале, а также в Лондоне и в Нью-Йорке.
"Я буду бороться за этот спектакль. Я надеюсь пригласить сюда экспертов из Министерства культуры России, чтобы они посмотрели и оценили спектакль. Мы должны были играть его в Лондоне и в Нью-Йорке, мы уже готовились к турне. Естественно, в такой ситуации нам выехать не дадут. Поэтому мы надеемся на помощь Минкультуры", - сказал Тулпаров.
Факт отмены спектакля подтвердила и находящаяся в Махачкале автор сценария британский драматург Наталья Пелевайн.
"Официально зрителям, пришедшим сегодня с билетами на спектакль, говорили, что заболела актриса, играющая главную роль, и поэтому спектакль отменен. Но это не соответствует действительности. За кулисами шла речь о том, что по настоянию президента Дагестана показ спектакля должен быть прекращен сейчас и немедленно, - сказала Наталья Пелевайн. - Я надеялась, что спектакль, наоборот, будет воспринят положительно. Я думала, что здесь к проблеме терроризма относятся серьезно и намерены бороться с ней не только силовыми методами, но и через, скажем так, другой формат".
Суть постановки спектакля "В своих руках" по пьесе британской гражданки русского происхождения Натальи Пелевайн, заключается в том, что одна из шахидок, пришедшая на спектакль "Норд-Ост", узнает в заложнице, журналисте Наталье, студенческую любовь своего погибшего брата. И во имя этой любви, а также узнав о том, что у нее, оказывается, есть 9-летний племянник, террористка пытается спасти заложницу.
Действие разворачивается как на сцене, так и в зрительном зале. Во время представления часто гаснет свет, и по рядам между зрителей бегают "террористы".
Это первая постановка пьесы на русском языке. Ранее спектакль был поставлен в Лондоне на английском языке.
Справка: 23 октября 2002 года группа боевиков под командованием 23-летнего Мовсара Бараева захватила зрителей мюзикла "Норд-Ост" в Москве. Заложниками оказались 923 зрителя и артиста мюзикла. В обмен на жизни заложников "бараевцы" требовали немедленного прекращения боевых действий и вывода с территории Чечни федеральных сил. Требования боевиков не были удовлетворены и 26 октября 2002 года власти пошли на штурм.
Погибли, по разным данным, от 125 до 130 человек, пострадали более 700 человек. Большая часть людей погибла вследствие неоказания медицинской помощи после применения газа, формула которого до сих пор неизвестна. Все 40 террористов (21 мужчина и 19 женщин) были убиты во время штурма.