Руководитель группы "Аго" призвал власти Армении освободить политзаключенных

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Руководитель находящейся в Ереване группы "Аго" призвал власти Армении освободить политических заключенных, заявив, что для Армении, как для страны, входящей в Совет Европы, наличие политзаключенных является недопустимым, противоречит членству в СЕ и европейским конвенциям.

Визит мониторинговой группы "Аго" Совета Европы в Армению проходит в сложный внутриполитический период. Для Совета Европы Армения является важной страной, а также важным партнером в регионе Южного Кавказа и по этой причине СЕ придает большое значение вопросу дальнейшего развития внутриполитических процессов и "возвращения страны в нормальное демократическое русло". Об этом, как сообщает корреспондент "Кавказского узла", на пресс-конференции 31 марта заявил руководитель находящейся в Ереване группы "Аго", посол Пьер Сьорген.

По его словам, впервые за последние годы группа "Аго" посещает Армению в составе столь большой делегации: девяти человек. Высокопоставленный европейский дипломат представил шесть запросов, выдвинутых и представленных со стороны группы "Аго" армянскому правительству.

Первый запрос относится к выяснению причин того, почему находящиеся в пенитенциарном учреждении "Кентрон" ("Центр") арестованные и заключенные не имеют возможности встречаться со своими родными и близкими. По словам посла Сьоргена, это обстоятельство выяснилось после посещения группой "Аго" пенитенциарного учреждения "Кентрон". Он сообщил, что вопрос был поставлен перед министром юстиции Геворком Даниеляном и последний заверил, что сегодня же ответственные органы начнут заниматься решением этой гуманитарной проблемы. Вторым вопросом, который подняли представители СЕ, является вопрос о политических заключенных: "Армения является страной Совета Европы, а для этой организации наличие политзаключенных является не допустимым, противоречит членству в СЕ и европейским конвенциям",- заявил европейский дипломат.

Он сообщил, что во время встречи с министром юстиции Армении со стороны группы "Аго" был поставлен вопрос о возможности освобождения заключенных под стражу и арестованных по обвинению в участии в массовых беспорядках 1-ого марта. Пьер Сьорген призвал власти Армении освободить политических заключенных: "Совершенно очевидно, что этот вопрос должен получить скорейшее решение".

Другие предложения группы "Аго", представленные на рассмотрение руководству Армении, затрагивают возможность проведения непредвзятого и независимого расследования событий 1-ого марта. Господин Сьорген пояснил, что сказанное не означает, что расследование - это дело СЕ или какой-то другой организации. По его словам, расследование событий 1-ого марта должно стать прерогативой не только одной структуры, скажем Генеральной прокуратуры, а эти события должны стать предметом национального расследования, которое обеспечит всеобъемлющее и заслуживающее доверия изучение фактов.

Руководитель делегации "Аго" также сообщил, что во время встречи с министром юстиции Геворком Даниеляном, со стороны делегации СЕ был поставлен вопрос целесообразности внесения последних поправок в закон "О митингах, шествиях и демонстрациях", принятых в период чрезвычайного положения. Пьер Сьорген выразил сожаление тем, что изменения в закон были внесены без согласования с Венецианской комиссией Совета Европы. Вместе с тем, он сообщил, что Венецианская комиссия подвергла эти поправки скорейшей экспертизе, по результатом которой комиссия имеет ряд критических оценок, которые уже представлены в Национальное Собрание Армении.

Последний шестой пункт пакета предложений группы "Аго" относится к началу проведения диалога между властями и оппозицией.

Отметим, что 30 марта члены группы "Аго" встретились с лидером оппозиции, первым президентом Левоном Тер-Петросяном. По словам пресс-секретаря Левона Тер-Петросяна Армана Мусиняна, во время встречи Тер-Петросян подчеркнул необходимость освобождения политических заключенных, проведение независимого международного расследования событий 1-ого марта и только после этого первый президент считает возможным начало диалога с властями.

Напомним, что  вечером 17 марта на внеочередном заседании Национального Собрания были приняты поправки в закон "О митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях".

 Согласно принятым поправкам, полномочный орган в данном случае мэрия может отказать заявителю в проведении митинга, если есть достоверные сведения о том, что публичные мероприятия направлены на свержение конституционные строя, возбуждение расовой, национальной ненависти, пропаганды насилия и войны или могут поставить под угрозу государственную безопасность, общественный порядок, нравственность и здоровье народа, попирание государственных прав и свобод людей. Другой поправкой предусмотрено, что такими достоверными сведениями могут послужить официальные заключения полиции и Службы национальной безопасности. Эти же органы могут дать заключение о ликвидации этих оснований.

Президент Армении Роберт Кочарян поздно вечером 1 марта подписал указ о введении в Ереване чрезвычайного положения сроком на 20 дней. Однако митинг оппозиции продолжался, несмотря на запрет. Затем на улицах начались массовые беспорядки, в ходе которых правоохранительные органы применили силовые методы.

10 марта президент Кочарян своим указом частично отменил в стране режим ЧП. 13 марта президент Армении также внес в указ изменения, согласно которым СМИ было запрещено "распространять призывы на участие в несанкционированных мероприятиях", а 20 марта режим чрезвычайного положения был отменен полностью.

Президент Армении заявил, что нет никакой причины для продления режима ЧП, и поэтому он будет отменен в установленные указом сроки. Сразу же после отмены режима ЧП, 21 марта, оппозиция возобновила акции протеста в Ереване.

По официальным данным, на настоящий момент арестовано 106 представителей оппозиции. Согласно информации предвыборного штаба Левона Тер-Петросяна, 12 активистов оппозиции подверглись пыткам.

Побывавший в Армении с трехдневным визитом Верховный комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг также указал на необходимость прекращения арестов: "Судебные преследования должны осуществляться в случае наличия реальных доказательств преступлений, в противном случае создастся ситуация, когда возникнут всеобщие подозрения в том, что люди арестованы за свои политические убеждения".

Справка: мониторинговая группа "Аго" Комитета министров СЕ с участием представителей ряда стран в СЕ была создана в 2001 году с целью мониторинга выполнения обязательств стран Южного Кавказа перед Советом Европы. Группа названа "Аго" по имени ее первого руководителя - итальянского дипломата Пьетро Эрколе Аго.

Автор: