Постановление Нальчикского городского суда КБР по делу № 3/7-210/07
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Судья Нальчикского городского суда КБР Тхакахова Д.Х., с участием помощников прокурора г.Нальчика Накусова А.А., Мальбахова М.М., заявителя Балкизовой Кулисум Жантугановны, ее представителя Дороговой Л.Х., действующей по доверенности от 24 сентября 2007 года, представителя Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики в Парламенте КБР и судебных учреждениях Каширокова З.К., действующего на основании доверенности № 59 от 03 апреля 2007 года, при секретаре Коблицкой Т.Б., рассмотрев в порядке 125 УПК РФ жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ Балкизовой Кулисум Жантугановны о признании незаконными и необоснованными постановления следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулина А.Ю. о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения террористического акта от 15 мая 2006 года, а также акта о погребении от 22 июня 2006 года, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, установил:
24 сентября 2007 года в Нальчикский городской суд КБР поступила жалоба в порядке ст. 125 УПК РФ Балкизовой К.Ж. о признании незаконными и необоснованными постановления следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулина А.Ю. о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения террористического акта от 15 мая 2006 года, а также акта о погребении, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование жалобы указывается, что постановлением следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулина А.Ю. от 13 апреля 2006 года по уголовному делу № 25/78-05 в отношении ее сына Балкизова Кантемира Сафудиновича прекращено уголовное преследование в связи со смертью последнего. В соответствии со ст.ст.З. 14.1 ФЗ РФ "О погребении и похоронном деле" № 8 ФЗ от 12 января 1996 года и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 164 от 20 марта 2003 года, устанавливающими проведение обрядовых действий по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям, тела указанных лиц не выдаются, не сообщается лишь место их захоронения, но не сам факт захоронения, его дата, вид погребения, которое осуществляется по месту наступления смерти специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами исполнительной власти или местного самоуправления, которые составляют акт о произведенном погребении, направляемый должностному лицу, производящему предварительное следствие, и подлежащий приобщению к уголовному делу.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2007 года "По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона Российской Федерации "О погребении и похоронном деле" № 8 ФЗ от 12 января 1996 года и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации в связи с жалобой граждан К.И.Гузиева и Г.Х.Кармовой" до вступления решения суда в законную силу тела погибших не могут быть погребены; соответствующие государственные органы и должностные лица обязаны принимать необходимые меры для того, чтобы погребение производилось с соблюдением обычаев и традиций". Несмотря на это, на неоднократные просьбы родственников погибших следователем Саврулиным А.Ю. постановление и акт о погребении не выданы, в то время как в Меморандуме Европейскому Суду по правам человека содержится ответ о том, что тела погибших были кремированы 22 июня 2006 года, в связи с чем заявитель, считая как постановление о погребении, так и акт о кремации незаконными и необоснованными, оспаривает свое право знать, имело ли место погребение тел погибших, в число которых входит и тело ее сына Балкизова К.С. и если да, то какой его вид.
Заявитель Балкизова К.Ж. в судебном заседании, поддержав доводы своей жалобы в полном объеме, просила ее удовлетворить.
Представитель заявителя Дорогова Л.Х.. поддержав жалобу, просила удовлетворить ее.
Представитель Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики в Парламенте КБР и судебных учреждениях Кашироков З.К., решение вопроса об обоснованности жалобы Балкизовой К.Ж. оставил на усмотрение суда, пояснив, что обжалуемое заявителем постановление следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулина А.Ю. о погребении лиц. смерть которых наступила в результате пресечения террористического акта от 15 мая 2006 года ни к Президенту КБР, ни в Администрацию Президента КБР для исполнения не поступало, в погребении тел лиц, смерть которых наступила в результате пресечения террористического акта 13 октября 2005 года ни Президент КБР, ни какие-либо должностные лица республики по его поручению не принимали, соответственно никаким актом о погребении не располагают, а если бы такое постановление и поступило, то у Президента республики нет никаких предусмотренных действующим законодательством оснований его исполнять, поскольку в соответствии с ФЗ РФ "О погребении и похоронном деле" № 8 ФЗ от 12 января 1996 года и Положением о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 164 от 20 марта 2003 года, захоронение тел осуществляется по месту наступления смерти специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами исполнительной власти или местного самоуправления, но не Президентом республики.
Прокурор Мальбахов М.М., находя жалобу необоснованной, просил суд отказать в ее удовлетворении.
Следователь по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулин А.Ю. категорически отказался от явки в суд, что в свою очередь не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы жалобы, а также истребованные судом сведения, необходимые для ее разрешения, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 125 УПК РФ постановления следователя о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования.
Постановлением следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулина А.Ю. о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения террористического акта от 15 мая 2006 года, оглашенном и исследованном судом, согласно п. 7 которого в соответствии со ст.14.1 ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 164 от 20 марта 2003 года, принято решение о захоронении тела Балкизова Кантемира Сафудиновича. 29 марта 1982 года рождения, при этом согласно п.2 его резолютивной части для исполнения указанное постановление направлено Президенту Кабардино-Балкарской республики.
Как следует из устных пояснений в судебном заседании Представителя Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики в Парламенте КБР и судебных учреждениях Каширокова З.К., а также истребованных судом сведений, содержащихся в справках, выданных по запросу суда управлением документационного обеспечения Администрации Президента КБР, а также режимно-секретным отделом Администрации Президента КБР, постановление следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулина А.Ю. о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения террористического акта от 15 мая 2006 года, а также акт о погребении в Администрацию Президента КБР и непосредственно к Президенту республики не поступали, поступление указанных документов к главе республики в обход канцелярии невозможно.
Согласно истребованному и оглашенному судом ответу Руководителя отдела Главного следственного управления по ЮФО от 16 октября 2007 года, следователем Саврулиным А.Ю., либо другими должностными лицами ГУ Генпрокуратуры РФ в ЮФО копии постановления о захоронении могли передаваться заинтересованным лицам лично в руки или нарочным без отражения в регистрационных журналах, что, по мнению автора не противоречит действующему законодательству.
Из справки № 25/78 от 25 октября 2007 года и.о. прокурора КБР следует, что по журналам учета исходящей корреспонденции прокуратуры КБР сведений об отправке постановления о погребении лиц, смерть которых наступила в результате ликвидации террористического акта 13 октября 2005 года, не имеется.
Постановлением следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулина А.Ю. от 13 апреля 2006 года по уголовному делу № 25/78-05 в отношении Балкизова Кантемира Сафудиновича, 29 марта 1982 года рождения прекращено уголовное преследование в связи со смертью последнего.
В соответствии со ст. 14.1 ФЗ РФ "О погребении и похоронном деле" № 8 ФЗ от 08 декабря 1995 года погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.
Согласно п.5 Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 164 от 20 марта 2003 года, для осуществления погребения должностное лицо, проводящее предварительное следствие, направляет в соответствующую специализированную службу по вопросам похоронного дела необходимые сопроводительные документы, в том числе копию постановления о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, а в орган загса по последнему месту постоянного жительства лица - заявление о смерти. Кроме того, в соответствии с п.8 специализированная служба по вопросам похоронного дела составляет акт о произведенном погребении, который направляется должностному лицу, проводящему предварительное следствие, и подлежит приобщению к уголовному делу.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2007 года "По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона Российской Федерации "О погребении и похоронном деле" № 8 ФЗ от 12 января 1996 года и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации в связи с жалобой граждан К.И.Гузиева и Е.Х.Кармовой" до вступления решения суда в законную силу тела погибших не могут быть погребены; соответствующие государственные органы и должностные лица обязаны принимать необходимые меры для того, чтобы погребение производилось с соблюдением обычаев и традиций, и чтобы этому предшествовало соблюдение всех требований относительно установления личности погибшего, времени и места смерти, причины смерти.
Таким образом, оценив доводы жалобы, пояснения участников процесса, оглашенные и исследованные сведения, касающиеся исполнения обжалуемого заявителем постановления о погребении и акта о кремации, проанализировав приведенный нормативный материал, суд приходит к выводу о том, что действующим в Российской Федерации законодательством на следователя не возлагается императивная обязанность вынесения постановления о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения террористического акта, с возложением его исполнения на главу субъекта Российской Федерации, в связи с чем считает необходимым удовлетворить жалобу в этой части, признав незаконным и необоснованным постановление следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулина А.Ю. о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения террористического акта от 15 мая 2006 года.
Доводы жалобы Балкизовой К.Ж. о признании незаконным и необоснованным акта о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими теракта от 22 июня 2006 года, по мнению суда, рассмотрены быть не могут, поскольку актом как таковым суд не располагает, в связи с чем отсутствует возможность оценки доводов жалобы. Предпринятые же судом усилия по истребованию данного акта положительных результатов не дали.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 125 УПК РФ, суд постановил:
- Признать незаконным и необоснованным постановление следователя по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулина А.Ю. о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения террористического акта от 15 мая 2006 года.
- Жалобу Балкизовой Кулисум Жантутановны о признании незаконным и необоснованным акта о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими теракта от 22 июня 2006 года, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, оставить без удовлетворения.
Копию настоящего постановления направить заявителю, Президенту Кабардино-Балкарской республики Канокову А.Б., ГУ по УФО Следственного комитета при прокуратуре РФ, прокурору Кабардино-Балкарской республики, прокурору г.Нальчика, следователю.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд КБР в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья
Д.Х.Тхакахова
г.Нальчик, 6 ноября 2007 года