Ваан Ованнисян (член Бюро АРФ "Дашнакцутюн", Армения): "Я могу создать в стране атмосферу солидарности"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

19 февраля 2008 года в Армении пройдут очередные президентские выборы. На пост президента республики баллотируются девять человек: нынешний премьер-министр, председатель Республиканской партии Армении Серж Саркисян, первый президент Армении Левон Тер-Петросян, лидеры партий "Страна законности", Национально-демократический союз и Народной партии - Артур Багдасарян, Вазген Манукян и Тигран Карапетян, экс-министр иностранных дел НКР Арман Меликян, председатель партии "Национальное согласие" Арам Арутюнян, вице-спикер Национального Собрания, представитель бюро АРФ "Дашнакцутюн" Ваан Ованнисян и председатель партии "Национальное единение" Арташес Гегамян.

Предлагаем вниманию читателей "Кавказского узла" интервью с одним из кандидатов в президенты, членом Бюро АРФ "Дашнакцутюн", заместителем председателя Национального собрания Армении Вааном Ованнисяном. В материале, составленном на основе публичных выступлений В.Ованнисяна и публикаций в СМИ, представлена его оценка внутриполитической и экономической ситуации в республике, а также точка зрения Ваана Ованнисяна на пути решения важнейших проблем в сфере внутренней политики, экономики и внешней политики Армении.

- Какие факторы отличают Вас от других кандидатов в президенты?

- Эти факторы различны. Я отмечу всего несколько из них. Во-первых это, то, что я имею опыт положительного сотрудничества как с властями, так с оппозицией. Это не случайность, а результат позиции "Дашнакцутюн". Мы сотрудничали с властями, но одновременно высказывали свою критичесую позицию в отношении негативных явлений. Я имею возможность создать атмосферу солидарности в стране. Второе, чему я придаю очень большое значение: ни я, ни моя партия не зависим от экономических кланов, и в случае своей победы я буду ответственен лишь перед избирателями и перед общественностью.

Кроме того, надо подчеркнуть, что я опираюсь на опытную и мощную партию, - в отличие от тех кандитов или политиков, которые сами являются опорой для своих политических организаций. Так, сегодня есть партии, которые опираются на сильное должностное лицо, на его возможности и на имеющиеся в его руках рычаги. Или есть партии, которые опираются "на плечи" какого-нибудь богача, крупного предпринимателя. Если эти фигуры уходят из партии или из политики, то возглавляемые ими политические образования расспыляются. В нашем случае подобного произойти не может, так как влияние "Дашнакцутюн" совершенно не связано с моей должностью или долностью какого-нибудь другого члена партии.

- Вы являетесь вице-спикером и имеете богатый опыт политика. Как Вы оцениваете шансы быть избранным, учитывая то обстоятельство, что исполнительная власть имеет собственного кандидата?

- Я очень высоко оцениваю свои шансы на успех и должен отметить, что эти шансы велики, будучи основанными лишь на желаниях и симпатии народа. Думаю, что формирование власти в Армении, не должно быть связано с желанием властей воспроизвестись.

- Сегодня большинство в Национальном Собрании составляют представители Республиканской партии Армении, - не явится ли это для Вас проблемой в случае Вашего избрания?

- Я здесь не вижу проблемы, потому что картина сегодняшнего Национального Собрания всем известна. Президент, из какой бы партии он ни был, должен сотрудничать с ведущими политическими силами страны, которые представлены в парламенте. Хочу сказать, что в Армении, в конце концов, существует разделение ветвей власти - и это разделение стало еще более сблансированным после конституционных изменений. Президент имеет свое поле работы, а парламент - свое. Не думаю, что верховенство какой-либо политической силы в парламенте, можно считать препятствием для президента. В конце концов, в США Конгресс находится в руках демократов, а президентом является республиканец. Как видите страна идет вперед по нормальному руслу.

- Возможно ли обеспечить справедливые и прозрачные выборы в сегодняшней Армении, где имеется сильная поляризация политических сил?

- Препятствием для обеспечения прозрачности и справедливости выборов является не противостояние между политическими силами. Нарушения на выборах имеют место не из-за острого противостояния на политическом поле. Здесь есть два вопроса. Во-первых, политическая воля властей к проведению демократических выборов должна быть выражена не словами, а делами. Во-вторых, общество должно быть хозяином своих голосов. Третье: к сожалению, в Армении мы видим механическое стремление уподобиться северо-американским или европейским моделям проведения выборов. Армянское общество должно сознавать, что если его пытаются обмануть, то тем самым наносится удар его достоинству.

- Можете ли Вы проводить действительно искреннюю предвыборную кампанию, являясь одновременно свояком Сержа Саркисяна?

- Думаю, что это нормальное явление: наши дети, будучи студентами, полюбили друг друга и поженились, и это их решение. Наши дети хорошо знают, что если они настолько свободны, что их не стесняет политическая ориентация их отцов, значит и их отцы также не стеснены этой женитьбой. Но есть один момент, о котором мы часто заявляли: ни я, ни мои товарищи по партии, ни наши сторонники, никогда не будут поливать грязью другого кандидата или другого политического конкурента. Мы не можем себе позволить обижать человека, который завтра будет нужен Армении. А родственные отношения не имеют никакого отношения к политической деятельности.

- В случае Вашего избрания, какие первые шаги Вы сделаете и какие первые указы подпишите?

- Несколько шагов просто продиктованы Конституцией. То есть, моими первыми шагами будет назначение нового правительства, что начинается с назначения нового премьера, а этому должны предшествовать консультации с ведущими политическими силами.

Следующим шагом будет созыв Совета национальной безопасности, на котором должны прозвучать адекватные оценки вызовам и угрозам, стоящим перед нашей страной. Мне известно, что чиновники часто представляют вышестоящей инстанции куда более "розовую" картину, чем есть на самом деле. Мне не нужны представления фактов в розовом цвете. Так, я знаю, что должны быть решены проблемы мусора и озеления в столице, серьзно пересмотрена налоговая система и пр. Если мы хотим решить демографическую проблему и разгрузить Ереван, сделать более привлекательными провинции, то здесь необходим комплекс мер, направленных на развитие провинции. Ведь без развития областей - невозможно развитие Еревана.

- Как Вы относитесь к прогнозам о проведении выборов за один тур?

- По мнению президента, выборы за один тур исключают различные политические спекуляции, но я не согласен с этой точкой зрения. Во-первых, вопрос о том, будет ли один или два тура, решает народ, также как вопрос о том, кто именно будет президентом. И, второе: нельзя рассматривать согласие между политическими силами в поле спекуляций. Наоборот, тот президент, который сумеет договориться с многими силами, будет считаться сильным. Роберт Кочарян, которого во время обоих выборов поддерживала АРФД, избирался во втором туре. И что, разве он был слабым президентом? Нет, его сила, успехи и эффективность работы были обусловлены именно его способностью сотрудничасть с другими политическими силами.

- Какова Ваша оценка армяно-турецких отношений? В частности, много говорится о необходимости открытия границы и развития экономических отношений между Арменией и Турцией.

- Здесь есть две плоскости. Первая связана с сегодяшними отношениями. Что их хараткеризует? Закрытая граница, осуществление торговли через отдельных лиц. Фактически, армяно-турецких отношений не существует. Но если мы попытаемся понять в чем причина, то мы не должны искать причину в Армении. Мне не понятна точка зрения тех государственных и политических деятелей, которые приветствуют открытие армяно-турецкой границы. Кого приветствуете, - разве Армения закрыла границу? То есть причиной отсутствия этих отношений является Турция, которая закрыла границу и отказывается установить дипломатические отношения. И наша задача должна состоять в том, чтобы изменить эту деструктивную позицию, работая в международных инстанциях, с турецкой общественностью и руководством этой страны. Понятно, что турки, в качестве причины, представляют армяно-азербайджанские осложненные отношения. Но мы должны объяснить Турции, что армяно-азербайджанские отношения не должны быть решающим и главным фактором для нас и Турции. В наших отношениях есть другие приоритеты.

Если я буду президентом, то первым предложением, которое я сделаю Турции, будет следующее (кстати оно будет касаться и Азербайджана): я призову их никогда не нападать и никогда не пытаться решать вопросы друг с другом с помощью шантажа, запугивания и силы. Я предложу им, в первую очередь, заключение именно такого договора. Думаю, что Турция, в конце концов, должна учесть интересы Армении. Мы не можем жить в одном регионе, делая вид, что рядом нет соседа. Тем более, если Турция хочет стать членом Евросоюза, она должна думать о нормализации своих отношений с соседями - и, в первую очередь, с Арменией. А если она согласиться установить с нами дипломатические отношения и разговаривать на равных условиях, то в этом случае мы можем поставить перед ней и наши вопросы. То есть вопросы, которые являются историческим наследием: вопрос геноцида, вопрос восстановления исторических прав армянского народа, а также открытия границы.

- Какова Ваша точка зрения относительно урегулирования карабахского конфликта?

- На данном этапе армянская сторона не видит должных уступок со стороны Баку и по этой причине Ереван должен потребовать возвращения Степанакерта за стол переговоров.

- В случае своего избрания сумеете ли Вы бороться против монополий и отделить бизнес от политики?

- Дело в том, что в системе государственного управления внедрена порочная модель, когда управление осуществляется с помощью кланов. Кланы захватили политическую арену, то есть экономическая монополия перешла в политику, создавая политическую монополию. Вледствие же политических монополий, возникла ситуация, когда оппозиция стала рассматриваться по ту сторону баррикад, как мешающий элемент и даже враг. Власти постоянно ищут пути еще большего притеснения оппозиции. Однако в тех странах, где политическое меньшинство лишено надежды стать большинством, наблюдается стагнация политического развития. Именно этого мы и пытаемся избежать. В продолжении этой темы могу сказать, что все те же кланы стали монополистами в ряде сфер экономики страны. Поскольку потенциальные конкуренты подавлены экономическими, административными и прочими методами, монополисты более не заинтересованы в создании новых рабочих мест, внедрении новых технологий. Необходимо стимулирование и развитие местного производства, в связи с чем, я гарантирую создание соответствующих условий для предпринимателей, в том числе и по части реформирования налоговой системы. Я уже отметил, что могу многое сделать, потому что я не зависим от экономических кланов.

- Представляя свою предвыборную программу, Вы заявили, что не даете обещаний, а берете на себя отвественность. В чём именно?

- Первым моим обязательством является восстановление доверия народа по отношению к властям, что предполагает проведение свободных выборов. Выборы в Армении не должны зависеть от чьего-либо желания воспроизвестись, а должны зависеть от воли народа. Восстановление доверия к властям, обеспечение главенства закона и равных прав будут способствовать более эффективному использованию потенциала армянского народа.

11 февраля 2008 года

Материал на основе публичных выступлений и интервью Ваана Ованнисяна подготовила собственный корреспондент "Кавказского узла" Лилит Ованисян.

Автор: