Марк Григорян: в Армении отсутствует культура политического диалога
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В ходе нынешней предвыборной кампании в Армении нет смысла ожидать дебатов между кандидатами в президенты, прогнозирует армянский журналист Марк Григорян.
При этом журналист отмечает, что политические дебаты с участием кандидата от власти являются довольно редким явлением не только для Армении (хотя в 2003 году такие дебаты здесь все же состоялись - между Робертом Кочаряном и его соперником Степаном Демирчяном) но и для всех стран СНГ.
В качестве иллюстрации к своим наблюдениям Марк Григорян проводит, в частности, параллели с Россией накануне президентских выборов-2008, которые пройдут здесь 2 марта, и с Грузией, которая избирала своего президента 5 января.
В обеих этих странах кандидаты от власти - Михаил Саакашвили и Дмитрий Медведев - отказались от участия в предвыборных дебатах. Такого же решения, по мнению журналиста, следует ожидать и от кандидатов в президенты Армении.
"Почему властные кандидаты избегают встреч со своими соперниками в прямом эфире?" - размышляет Марк Григорян, комментируя этот аспект в своем ЖЖ-блоге, в заметке под названием "О политических дебатах и спорах".
Среди возможных причин такой позиции ряда участников президентской гонки автор заметки называет такие факторы, как: боязнь "уронить" достоинство уже самим фактом беседы с другими кандидатами; отсутствие конкретных тем для обсуждения; неуверенность в своей способности выдержать серьезные дебаты; нежелание появляться на экране с менее рейтинговыми кандидатами, исходящее из опасений "передать" им таким образом часть голосов избирателей.
Наряду со всем этим, однако, отдельной причиной слабой политической активности как кандидатов в руководители Армении, так и армянского общества в целом журналист видит отсутствие в стране культуры политического диалога, которая могла бы достойно проявиться на уровне предвыборных дебатов и споров.
Этой тенденции, по мнению журналиста, в значительной мере подчинена даже армянская блогосфера, которая является наиболее открытой площадкой для свободного диалога мнений.
"Мне представляется, что блогосфера является очень серьезной площадкой, так как блоггеры, главным образом, люди образованные и молодые, являющиеся цветом молодежи своей страны. Однако пока я не встречал в армянском сегменте блогосферы серьезных дебатов по основам политических программ кандидатов. А ведь там есть о чем подискутировать", - отмечает в своем блоге автор цитируемого поста.
В качестве примеров тем, которые, по его мнению, были бы вполне достойны широкой и разноплановой политической дискуссии, Марк Григорян называет, в частности, карабахский вопрос и ориентиры внешней политики Армении.
"Ряд кандидатов выдвигает тезис о необходимости переговоров между самими карабахцами и официальным Баку. А другие считают, что Ереван в этом смысле достаточно компетентен и хорош. Но я не читал таких дискуссий. Вместо этого я где-то читал о том, что один из кандидатов готов "продать Карабах". Можно ли это считать политическим спором? Нет, конечно. Это эмоциональный всплеск, а не обсуждение плюсов и минусов разных подходов", - поясняет журналист.
"Или, скажем, одни кандидаты говорят, что необходимо еще более укреплять стратегическое партнерство с Россией, а другие - что Армении нужен европейский путь развития, однако при этом нельзя ослаблять связи с Россией. Это, мне кажется, важный постулат. Об этом, безусловно, стоит подискутировать. Но вместо этого блоггеры любуются на фотографии претендентов, где те представлены в не самом лучшем виде", - сетует автор заметки.
Несколько иными видит причины слабой политической активности армянских блоггеров участник обсуждения процитированного выше поста, пишущий под псевдонимом norayr. По его мнению, недостаточная сила и острота интернет-дискуссий на тему грядущих президентских выборов в Армении связана, прежде всего, с тем, что не достаточно хорошо и четко представлены предвыборные программы самих кандидатов в президенты.
Кроме того, автор комментария отмечает, что блоггерам не по душе кандидаты, которые считаются наиболее вероятными победителями. "Пока мы не знаем мнения народа, но двое из кандидатов публикуют результаты, судя по которым они являются основными соперниками, - поясняет он. - Таким образом, народ, в их числе блоггеры не очень верят что имеет смысл голосовать за других, кроме этих двух".
Среди прочих причин norayr называет: нежелание блоггеров акцентировать свое личное мнение публично, в частности, нежелание терять хорошие отношения с постоянными собеседниками на почве политики.
"Преубедить друг друга никто не надеется, читать нас особо не читают, так как интернет не развит, тем более в глубинке, а имеет ли смысл рисковать, поймут ли тебя комрады, и смогут ли они к тебе сохранить то же отношение, после того, как узнают твое мнение", - поясняет суть своих опасений блоггер.
"А еще возможно, что большинство блоггеров не верит в честные выборы", - заключает автор процитированного комментария.
"Культуры политической нет, это точно", - соглашается другой участник обсуждения заметки, пользующийся в "Живом Журнале" псевдонимом michael_de_oz. По его мнению, на пространствах бывшего СССР не существует не только политической культуры, но и самой политики - в западном понимании этого термина.
"Предвыборные обещания и программы как будто списаны с решений съездов КПСС - потому-то и разницы не заметно", - отмечает michael_de_oz и добавляет: "Не знаю, как в Армении, но думаю, как везде: за каждым кандидатом стоит финансовый клан, и борьба идёт не за курс страны к России или в Европу, а за то, кто именно получит доступ к бюджетному пирогу".
Между тем, по мнению анонимного пользователя, принявшего участие в данном обсуждении, "все гораздо проще": "И выборы, и дебаты, и все вокруг - это фарс. Об этом знают президенты, да и сам народ, достойный своих правителей. That's it".
Напомним, что выборы президента пройдут в Армении 19 февраля. Для участия в них в ЦИК зарегистрированы девять кандидатов. Предвыборная агитация кандидатов официально началась с 21 января. По предварительным данным ЦИК, число избирателей составит 2 млн 311 тысяч 917 человек.