Видеоматериал "Хиджаб": ограничение прав мусульманок в Азербайджане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мусульманская традиция ношения женщинами хиджаба (головного платка и одежды, закрывающей руки и шею) стала причиной проблем представительниц слабого пола, исповедующих ислам в Азербайджане.
В видеоматериале "Хиджаб", который, наряду с другими видео "Кавказского узла" размещен на портале YouTube, представители правозащитной организации DEVAMM рассказывают о том, с какими именно проблемами приходится сталкиваться верующим женщинам.
В первой части видеоматериала эксперт этой правозащитной организации Хумай Гаджиева, сама носящая хиджаб, рассказывает о том, что все началось в 1998 году, когда в Азербайджане появился запрет на получение общегражданских паспортов с фотографиями с покрытой головой.
"Лично я, когда подавала документы в начале 2001 года, мне сказали, что в такой форме фотографии мы не принимаем на документы, - говорит Хумай. - Мне нужны были документы, потому что я закончила среднюю школу и хотела поступать в ВУЗ". И до сих пор у девушки нет удостоверения личности, национального паспорта.
Хузра Мухтарзаде, активистка религиозной организации "Джума", принимавшая участие в разговоре, также не имеет документов.
Таким образом, женщины, носящие хиджаб и не получившие удостоверение личности, фактически лишены возможности передвижения за пределы республики, отсутствие национального паспорта не дает возможность голосовать, поступать в институт и даже создавать официальную семью.
"У нас много девушек, у которых уже есть семья, даже дети, но официальной регистрации брака нет. Их даже, порой, не пускают в больницу – не отдают ребенка после родов, потому что у них нет документов", - рассказывает Хумай.
Также из-за отсутствия паспорта женщины, носящие хиджаб, испытывают затруднения с устройством на работу, с регистрацией по месту жительства.
"Ограничен весь спектр личностных прав, осуществление которых зависит от идентификации личности", - говорит юрист организации DEVAMM Эльдар Султанов.
Во второй части видеоматериала глава пресс-службы правозащитной организации Семур Рашидов рассказал о случае в Азербайджанском институте учителей, когда новый ректор начала устанавливать свои правила – решила ввести институтскую униформу для студенток, вследствие чего на занятия не допускались девушки в хиджабе. Это случилось в октябре текущего года, в результате пострадали 20 девушек, обучавшихся в этом институте.
В ходе мониторинга правонарушения выяснилось, что нарушение существует. По словам же ректора, выступившей после огласки этого случая, произошло недопонимание – якобы она просто хотела ввести униформу в институте, а это восприняли как запрет на ношение хиджаба. Тем не менее, у правозащитников есть уверенность в том, что на самом деле прямое указание о запрете ношения хиджаба было.
Правда, в настоящее время основные проблемы для носящих хиджаб девушек в Азербайджане, проявляются в школах. Как рассказывает в третьей части видеоматериала Хумай Гаджиева, зафиксированы такие случаи в школах на юге Азербайджана. Названы конкретные учебные заведения Джелалабада, где в октябре текущего года девочек не пускали в школу на основании того, что они пришли в хиджабе.
"Кавказский узел" также писал о подобном случае в городе Сумгаите, где в течение недели девочки, носящие хиджаб, не могли попасть на занятия в школе. По словам брата одной из них, Насиба Намазова, с начала нового учебного года директор Тирме Гурбанова несколько раз делала школьницам предупреждения и, в конце концов, запретила им посещать занятия до тех пор, пока те не снимут хиджаб.
Как рассказывает в видеоинтервью Эльдар Султанов, в Джелалабаде было подано 26 заявлений родителей 30 девочек о нарушении прав их детей. "В ходе разбирательств выяснилось, что и раньше происходили подобные случаи, - рассказывает далее юрист правозащитной организации. – Тогда родители забрали документы из школы, не попытавшись отстоять свои права. Из-за малой правовой просвещенности они никуда не обратились и просто, обидевшись, забрали документы. И такие случаи не единичны".
В четвертой части видеоматериала Наджаф Аллахвердиев, активист религиозной общины "Джума" отмечает, что проблемы возникают также у тех девушек, которые приобщились к исламу и начали покрывать голову, уже учась в институте.
У них удостоверение личности уже есть, их они получили, когда еще не покрывали голову. И количество таких девушек растет.
"Руководители ВУЗов, воспитанные ранее на коммунистической атеистической идеологии не всегда воспринимают слова даже нашего министра образования, который несколько раз говорил, что пока не введена общенациональная форма, кто в каком виде хочет, пусть приходит. А для вузов такой формы нет, и не будет. Но несмотря на указание министра некоторые директора школ, руководители вузов все-таки проявляют инициативу и запрещают носить хиджаб", - отмечает Наджаф Аллахвердиев, подчеркивая, что количество девушек, начинающих носить хиджаб, растет.
Он напомнил о судебном процессе в Сумгаите, когда учительнице биологии запретили одевать в школу хиджаб только потому, что она учитель биологии. Дирекция лицея заявила, что поскольку "ей предстоит обучать школьников дарвинской теории эволюции, ей надлежит снять головной убор".
"Кавказский узел" писал об этой истории. Напомним, что 30 марта 2005 года Шахла Алиева, учительница биологии лицея "Истедад", была уволена с работы. 8 июня Сумгаитский городской суд удовлетворил иск Шахлы Алиевой к руководству лицея "Истедад" Сумгаита, восстановив ее в должности учительницы биологии. Отметим, что это было первое подобное решение суда в Азербайджане.
По словам Эльдара Султанова, дело было выиграно в том числе и за счет того, что это было нарушением Трудового Кодекса. "Основания увольнения трудящихся и условия расторжения контракта в нем прописаны. Нормативная база четкая и конкретная. Работодатель, расторгая договор с учительницей, допустил ряд нарушений", – рассказывает юрист, добавив, что эта учительница продолжает работу в школе, правда, в настоящее время она находится в декретном отпуске по рождению ребенка - у нее родилась дочь.
Стоит отметить, что в настоящее время в Азербайджане на обсуждение вынесен проект "Закона об образовании", который в частности запрещает во всех образовательных учреждениях страны посещение в головных покрытиях (хиджабе, чадре и пр.) и в других религиозных одеждах учащимися, преподавателями и другими работниками.
Центр по Защите Свободы Совести и Вероисповедания DEVAMM выступил с обращением к руководству Азербайджана, Милли Меджлису, соответствующим госорганам и общественности, в котором утверждается, что этот законопроект ущемляет права верующих и "вступает в полное противоречие с положениями как Конституции страны, так и международно-правовыми документами, подписанными Азербайджаном, однозначно обеспечивающими свободу совести и вероисповедания, в том числе, в части головного покрытия, как неотъемлемого атрибута данного вероисповедания".
Напомним, что в Азербайджане действует "Ассамблея поддержки и защиты хиджаба", учрежденная 24 июня 2005 года в Азербайджане по инициативе DEVAMM, религиозной общины мечети "Джума", "Объединения верующих женщин Азербайджана", "Объединения верующих студенток" и Института прав человека и гражданской позиции.
Между тем, проблемы верующих женщин, носящих хиджаб, касаются и тех, кто проживает на Северном Кавказе в Российской Федерации даже несмотря на то, что в 2002 году Верховный суд России признал право мусульманок фотографироваться на паспорт в платках (хиджабах).
"Кавказский узел" писал о том, что 19 октября текущего года в Ингушетии пропала без вести 24-летняя Тебоева Луиза Магомедовна, проживающая в селении Экажево Назрановского района. Родственники Луизы, ведущие её поиски, не исключают, что девушка могла быть похищена: Луиза носит хиджаб, а это, как отмечается в сообщении портала "Ингушетия.ру", в сегодняшней Ингушетии является дополнительным поводом для того, чтобы беспокоиться за её судьбу.
Если вспомнить случай, произошедший 20 июля 2005 года в Кабардино-Балкарии, то можно сказать, что у них есть повод для беспокойства. В этот день Елена Гасиева, как рассказывает сама женщина, вышла в магазин, одетая в хиджаб, и была задержана неизвестным мужчиной, представившимся милиционером. Он доставил женщину в ОВД Нальчика и потребовал подписать какие-то бумаги. Когда она отказалась, мужчина нанес ей побои. Прокуратура республики не стала возбуждать уголовное дело, поставив под сомнение показания Гасиевой. Однако под давлением общественности в октябре 2005 года возбудила-таки его.
В апреле того же, 2005 года, милиция задержала девять студенток Кабардино-Балкарского государственного университета за ношение хиджаба и совместное чтение религиозной литературы, которое якобы нарушает Устав КБГУ.
В июне этого же года в Чечне сотрудник правоохранительных органов избил 14-летнюю девочку из-за головного платка, назвав ее "ваххабисткой". Пострадавшая девочка находилась в тяжелом состоянии.
В Дагестане также были случаи, когда женщин задерживали за ношение платка. Так, 10 декабря 2005 года милиционеры у себя в квартире задержали махачкалинку Карину Дадаеву с подругой. В течение 7 часов их продержали в здании РОВД, не отвечая на вопрос, в чем их обвиняют. По мнению Дадаевой, причиной преследования девушки является строгое следование исламским канонам, в том числе и ношение платка.
Особое внимание к женщинам в хиджабе в России стали проявлять после терактов, совершенных с участием женщин-смертниц.
Напомним лишь об одном случае, когда в Шалинском районе Чечни, в селении Улус-керт в 2003 году российские силовики увезли двух местных жительниц. Как передали российские СМИ, женщины обвинялись в причастности к захвату театра на Дубровке в октябре 2002 года. Однако местные жители, которые устроили на второй день акцию протеста, утверждали, что девушки не имели никакого отношения к этому захвату. По их словам, они были похищены по причине того, что носили хиджаб.
Стоит, правда, заметить, что сейчас в Чечне происходит некая обратная вещь. Нынешний президент Чечни Рамзан Кадыров в сентябре текущего года заявил, что все женщины, работающие в государственных учреждениях республики, должны отныне в служебное время носить головные платки. Нарушение правила может повлечь увольнение с работы.
Ранее подобное заявление Кадырова экспертом Института прав человека Львом Левинсоном было названо не соответствующим Конституции, российским законам. Еще будучи премьер-министром, в начале 2006 года, Кадыров заявлял о возможности такого распоряжения и подарил чеченским студенткам, которые носят хиджаб, по 1000 долларов. Напомним, что сейчас из ВУЗов Чечни изгоняют преподавателей и студенток без головных платков, а женщин без платков не пускают на рабочее место.
Видеоматериал "Хиджаб" подготовил для "Кавказского узла" Аркадий Гриднев. Представители правозащитной организации DEVAMM и активисты религиозной организации "Джума" отвечали на вопросы главного редактора "Кавказского узла" Григория Шведова.