Орешкин: в рядах оппозиции Грузии неизбежен раскол
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Глава группы "Меркатор", независимый российский политолог Дмитрий Орешкин прогнозирует неизбежный раскол в рядах оппозиции Грузии и не сомневается в том, что на выборах президента Грузии действительно победил Михаил Саакашвили.
Поясняя свою позицию, Дмитрий Орешкин отмечает, что даже если суммировать голоса, отданные за ближайшего "преследователя" Саакашвили Левана Гачечиладзе и еще двух-трех оппозиционеров, которые могли бы примкнуть к нему, все равно явное преимущество в голосах - у Саакашвили.
По мнению политолога, выборы нигде не проходят абсолютно честно и без каких-либо нарушений - вопрос только в их масштабности, массовости и значимости.
"Что ни говори, но фальсифицировать вброс 400 тысяч бюллетеней, на которые оторвался Саакашвили, просто технически невозможно", - говорит эксперт, подчеркивая, что эти выборы в Грузии были более честными, чем прежние.
При этом политолог обращает внимание на то, что политическая культура в Грузии, как и у всех прочих стран постсоветского блока, невысока, и поэтому "наверняка были отдельные нарушения" в голосовании на участках, причём как в пользу Саакашвили, так и против него.
"Были попытки сорвать голосование, были попытки публичного вброса бюллетеней - это зафиксировано наблюдателями. Плюс к этому, конечно, есть отмеченная теми же самыми наблюдателями ОБСЕ несправедливость в пользу действующей власти. В том плане, что у Саакашвили было информационное преимущество", - цитирует Орешкина информационно-аналитическое издание Pankisi.info.
Исходя из этого, политолог предполагает, что попытки грузинской оппозиции оспорить законодательным образом результаты выборов не увенчаются успехом. Попытка вывести людей на улицу, то есть "разыграть оранжевый сценарий", тоже в Грузии не получится, убежден он.
По мнению Орешкина, если грузинский народ испытывал бы резкое недоверие к итогам выборов, то не стал бы дожидаться организованного митинга, а стал бы выходить с протестами стихийно. А решение руководителей оппозиционного блока отложить проведение митинга до окончания Рождественских праздников - признак того, что массового публичного давления со стороны грузинского общества не наблюдалось, убежден политолог.
Говоря о том, какое значение имеют прошедшие в Грузии выборы для России, Орешкин заявил: «Гачечиладзе — представитель, я бы сказал, еще более антироссийских сил. Это человек, который вступил в коалицию с последователями Гамсахурдии и Ираклия Окруашвили, который прославился своей антироссийской, антиабхазской риторикой. Так что в этом смысле, если с нашей точки зрения смотреть, то Саакашвили более рационалистичен, менее идеологизирован и менее антироссийски настроен".
Ранее армянский журналист Марк Григорян, комментируя поствыборную ситуацию в Грузии, также высказал мнение, что второго тура выборов в Грузии не будет, хотя оппозиция и не откажется от протестов.
"Второго тура, скорее всего, не будет. А будут тяжелые и напряженные парламентские выборы этой весной", - пишет журналист в своем ЖЖ-блоге, отмечая, что "цветные революции" на постсоветском пространстве уже стали необходимым элементом "правил игры" оппозиции и что этой тенденции подчинены и нынешние протесты оппозиции Грузии.
В свою очередь, грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе отмечает, что у оппозиции Грузии появились хорошие шансы для полной дискредитации президента перед лицом Запада. Митинги, которые организовывает оппозиция, вполне могут перерасти в масштабные беспорядки - "хотя бы потому, что это для оппозиции очень кстати", прогнозирует он.
Между тем, в минувшее воскресенье, 20 января, Михаил Саакашвили вступил в должность главы Грузии, принеся президентскую присягу перед зданием грузинского парламента, где проходила его инаугурация. Оппозиция Грузии в этот день провела в Тбилиси многотысячный митинг протеста против президентства Саакашвили и пообещала добиваться его отставки с поста главы Грузии.