Соколов: атамана Краснова следовало реабилитировать давно

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Казненный советской властью атаман Петр Краснов не совершил никаких военных преступлений и вполне заслуживает реабилитации, вопрос о которой сейчас вновь ставит Донское казачество. Такое мнение высказал историк Борис Соколов в эфире радиостанции "Эхо Москвы" (программа "Разворот" от 21 января).

Комментируя намерение донских казаков вновь добиваться реабилитации Краснова, Борис Соколов высказал свое положительное отношение к этой инициативе, отметив, однако, что вопрос о том, реабилитировать или нет тех или иных лиц, лежит вне функций казачьих атаманов - им занимается Генпрокуратура.

Поясняя свое отношение к вопросу реабилитации Краснова, Борис Соколов заявил, что этим атаманом, по сути, не было совершено никаких преступлений.

"Дело в том, что действительно Краснов никаких преступлений, строго говоря, не совершал, - говорит историк. - Какие преступления он совершал в Гражданскую войну? То, что он боролся с большевиками. Ему даже это в основном не инкриминировали, ему инкриминировали якобы совершенные им военные преступления в годы Второй мировой войны. Но Краснов этого никак не мог совершить, потому что он не занимал никаких командных должностей в германской армии".

"Он выступал с воззваниями, издавал газеты, разработал устав этих частей. Но он ими не командовал. Он был неким идеологом создания казачьих частей, - поясняет свою позицию историк. - В вермахте во многом благодаря ему ведомство Розенберга казаков считалось с самого начала арийцами, тогда как остальных восточных славян только с 1943 года стали считать арийцами. Поэтому реабилитировать его, конечно, давно надо было".

Соколов также дал понять, что согласен с доводами руководства Донского казачества о том, что ставшее поводом для казни Краснова обвинение в измене родине было применено к нему безосновательно, так как он никогда не был гражданином Советского Союза.

"Он был, насколько я помню, или апатридом, или гражданином Германии. Он жил в Германии до войны. Поэтому если он был гражданином Германии, даже если он был апатридом, его нельзя обвинять в измене, - говорит историк. - С этой точки зрения, я не считаю, что его правильно осудили. И в этом смысле он подлежит реабилитации".

При этом Борис Соколов подчеркнул, что сотрудничество Краснова с нацистским режимом заслуживает осуждения, но в моральном аспекте, а не в юридическом, и добавил, что борьба с советской властью уже давно не стоит в юридическом поле как преступление, за которое человек может быть осужден.

Мотивы инициативы донских казаков по реабилитации атамана Петра Краснова Соколов объяснил желанием казачества возродить славу своих исторических героев, которых у казаков, по словам историка, и так не слишком много.

Как уже сообщал "Кавказский узел", руководство Донского казачества вновь подняло вопрос реабилитации атамана Петра Краснова, добивавшегося автономии казаков и казненного в 1947 году советской властью "за предательство Родины".

"В лице Краснова мы хотим добиться реабилитации всего казачьего народа, поскольку погибли наши предки незаслуженно. Атаман Петр Краснов был наиболее видной фигурой из казаков, который подвергся незаслуженным репрессиям", - прокомментировал инициативу донских казаков заместитель войскового атамана по идеологической работе казачий полковник Владимир Воронин.

Между тем в органах прокуратуры считают, что Петр Краснов не подлежит реабилитации как жертва политических репрессий. 10 лет назад Краснова уже отказались реабилитировать: решением военной коллегии Верховного суда России от 25 декабря 1997 года он был признан обоснованно осужденным.

Справка: Петр Краснов (1869-1947) - российский военный и политический деятель, один из вождей Белого движения. Добивался отделения казачьих областей от России. С мая 1918 был атаманом Войска Донского. Опираясь на помощь Германии, Краснов создал казачью армию, которая в мае-июне 1918 ликвидировала Советскую власть на Дону. Во время Второй мировой войны 1939-45 активно сотрудничал с немцами и выдвигал лозунг автономного казацкого государства Казакии под протекторатом Германии. В январе 1947 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила 77-летнего атамана к смертной казни через повешение, и в тот же день приговор был приведен в исполнение.

Автор: