Вазген Манукян (председатель Национально-демократического союза Армении): "Власти могут не раздумывая применить силу в поствыборный период"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На вопросы "Кавказского узла", посвященные оценке нынешней внутриполитической ситуации в Армении, а также возможному развитию событий как в период предвыборной кампании, так и после выборов президента, отвечает кандидат в президенты республики, председатель Национально-демократического союза (НДС) Вазген Манукян. (О своей поддержке лидеру НДС заявили четыре партии: Национально-демократическая, Союз "Конституционное право", Союз национальных демократов и "Национальное государство").

- Вокруг какой основной идеи Вы собираетесь развернуть свою предвыборную кампанию?

- Основной лозунг моей предвыборной кампании будет относиться не столько к государственным и политическим задачам, сколько к обеспечению свободы личности, защищенной законом. Думаю, что в слогане моей предвыборной кампании будет озвучена тема человека, который смотрит в будущее уверенно и без всякой опаски. Сегодня гражданин Армении испытывает нечто схожее с тем, что было во времена СССР, когда строили дороги, запускали различные объекты, но человек чувствовал себя лишь каким-то винтиком всего этого. Думаю, что строительство сильного государства связано с тем, кто решает эти задачи, ибо они решатся в том случае, если человек себя чувствует свободным гражданином.

- На Ваш взгляд, какие проблемы будут в центре внимания предстоящей предвыборной кампании?

- Одним из основных будет стоять вопрос урегулирования Нагорно-карабахского конфликта. На сегодня в подходах некоторых кандидатов в президенты к этой проблеме существует какая-то непонятная ситуация. Так, заявления первого президента Левона Тер-Петросяна как бы завуалированно подсказывают, что удержание Карабаха является проблемой для выживания Армении. Думаю, что в этом вопросе Серж Саркисян может пойти на большие уступки. И, если для Тер-Петросяна это вопрос не только власти, но и политической убежденности, то для Сержа Саркисна это вопрос сохранения власти. На самом деле мне трудно судить, насколько он хитрит и насколько готов стать инструментом в руках внешних сил.

Большое место также займут и вопросы, связанные с региональным сотрудничеством, в том числе и развитием будущих отношений с непосредственными соседями. Конечно же, встанет вопрос Турции, с которой мы имеем известные проблемы. Здесь было бы желательным, чтобы сама Турция признала факт геноцида армян в Османской империи. Премьер-министр Японии извинился перед народами тех стран, которые были оккупированы Японией во время Второй мировой войны. Сделанный шаг не рассматривается как слабость Японии, наоборот, это заявление помогло установлению более тесных экономических отношений между Японией и этими странами. Думаю, что и Турция, если бы не курдский вопрос, тоже могла пойти на это: не акцентируя внимание на армянском вопросе Турция принесла бы извинения всем народам, которые находились в то время в составе Османской империи и подвергались гонениям.

Кроме исторических, у нас есть и сегодняшние проблемы с этой страной. Турция могла бы сохранить более сбалансированную позицию в карабахском вопросе, однако она однозначно стоит на стороне Азербайджана, что для нас неприемлемо. Подтверждением этой позиции Турции стало закрытие с ее стороны сухопутной армяно-турецкой границы. Вместе с тем, я не считаю решение вопроса об открытии границы утопией, ведь перед стремящейся в Евросоюз Турцией поставлено условие о разблокировании коммуникаций.

Если бы я был президентом, я потратил бы много усилий на то, чтобы открыть дороги для того, чтобы активизировать экономическое сотрудничество с Турцией, независимо от параллельного курса, связанного с геноцидом и карабахским вопросом.

- Какое значение Вы придаете отношениям с другим соседом Армении - Россией?

- Никто не ставит под сомнение необходимость дружественных и стратегических отношений с Россией. Но полагаться полностью во всем на Россию было бы наивно, так как Россия имеет в этом регионе собственные национальные интересы, которые не всегда полностью совпадают с интересами Армении.

Сегодня Россия пытается с помощью наших властей добиться установления монополии в некоторых стратегических отраслях экономики Армении. Между тем, есть граница допустимого в экономических отношениях. В этом плане необходимо также не умалять значение той культурной близости, которое есть у наших народов: здесь и вопрос языка и сходство в менталитете. Все это может сыграть большее значение в отношениях между нашими странами, чем сиюминутные интересы.

- Несмотря на декларируемый властями Армении двузначный экономический рост, социально-экономическое положение большинства населения остается тяжелым. Какое значение Вы, как кандидат в президенты, придаете решению социально-экономических проблем, сокращению безработицы и пр.?

- К сожалению, сегодня в стране действует нечто похожее на феодальную систему. Хотя развиваются отдельные отрасли, однако, в целом все это не связано с улучшением положения народа. Большая часть прибыли переходит к "феодалам" или олигархам, которые между тем, находятся под контролем властей.

- В течение всех последних выборов определяющим фактором был административный ресурс. Какое значение он имеет на этот раз?

- Административный ресурс играет большую роль во время выборов в Национальное Собрание. Однако во время президентских выборов позиция избирателей является более персонифицированной. Люди считают, что личность президента может улучшить их положение и положение страны. В подобной ситуации становится вполне реальным образование народной волны, которая может нейтрализовать административный ресурс.

- Исключаете ли Вы возможность развития бурных поствыборных процессов?

- Не исключаю. Но хочу подчеркнуть, что люди становятся революционерами, если они, прежде всего, убеждены в своей правоте. Власти настолько хорошо манипулируют механизмом фальсификаций, что, если они вновь пойдут на это, то удастся доказать лишь небольшую часть. А заявления, основанные на подозрении и не подкрепленные достаточным доказательным материалом, не могут стать реальной основой для массового возмущения. Второй важный фактор, который может привести к развитию поствыборных процессов, - это внешняя поддержка. Я не являюсь сторонником последней, лучше постараться самим изменить ситуацию, чем обращаться за поддержкой к внешним силам. Я вообще не люблю это слово: "оранжевая революция". Но на политической арене сейчас появилось много людей, которые могут воспользоваться подобной поддержкой.

- Какое развитие могут получить поствыборные процессы и к чему они могут привести?

- После парламентских выборов 12 мая 2007 года, оппозиция заявила о том, что выборы были сфальсифицированы. Однако у нее не было ни нормального фактического материала, ни лидера, ни объединенной команды. Ну, прошли несколько митингов, а затем все рассосалось.

В любом случае будут митинги, но они могут пройти без следа, а могут привести и к взрыву. Последнее возможно при наличии сильного лидера, сильной команды и убежденности в фальсификации результатов выборов. Взрыв недовольства в свою очередь может привести к свержению действующей власти. Попытка свержения власти в Армении, если события пойдут в этом направлении, на мой взгляд, будет намного более опасной, чем в Грузии. Потому что нынешние руководители Армении просто так власть не отдадут. Власти Армении - это не Шеварнадзе, они могут не раздумывая применить силу.

- Вы считаете, что армянские власти могут проигнорировать даже посредничество Запада?

- Не исключаю. Что касается самого Запада, то последний беспокоится, что оказание большого давления на власти Армении, может бросить Армению в объятия России. Конечно, Запад хочет, чтобы Армения была демократическим государством, но кроме этого существуют и геополитические проблемы, которые играют для Запада иногда большую роль, нежели утверждение демократии в той или иной стране.

- На протяжении 10 лет армянская оппозиция борется за свержение действующих властей. Сегодня мы также являемся свидетелями подобных радикальных призывов. Не считаете ли Вы, что было бы целесообразным объединение всей оппозиции?

- Смотря вокруг каких идей и вокруг кого. Вопрос личностей имеет очень большое значение.

- Какие шансы в этом плане имеет первый президент Армении?

- Левон Тер-Петросян не признаёт своих ошибок и всегда доказывает, что он прав. Его нетолерантность по отношению ко всем тем, кто не в его команде, отталкивает многих. Лидер, который хочет объединить общество, должен суметь объединить людей, а не оттолкнуть.

- Период, который предшествует самой предвыборной кампании, можно охарактеризовать как "войну компроматов". Как Вы думаете, эта война будет продолжена и дальше?

- Я не против оглашения реальных фактов, если даже их считать компроматом. Но предоставляемый общественности материал, должен быть основан не на обмане, а на фактах, имевших место. Если какой-то политик, претендующий на пост президента, в чем-то провинился - брал взятки и пр., - то конечно же это должно стать достоянием общественности. Оглашение подобных фактов помогает очищению политического поля. Кроме того, для последующих поколений политиков это послужит уроком. То есть, если кто-то хочет стать президентом страны, то он всю жизнь должен прожить правильно.

8 января 2008 года

С Вазгеном Манукяном беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Сусанна Петросян.

Автор: