Александр Арзуманян: "Тер-Петросян является альтернативой действующему в Армении режиму"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
19 февраля 2008 года в Армении пройдут очередные выборы президента республики. В интервью корреспонденту "Кавказского узла" руководитель предвыборного штаба одного из основных кандидатов на этот пост - бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна, - экс-министр иностранных дел Армении (1996-1998 гг.), бывший представитель Армении в ООН (1992-1996 гг.) Александр Арзуманян дал оценку предвыборной ситуации и возможному развитию внутриполитических процессов в республике.
- В 2007 году в Армении состоялись выборы в Национальное Собрание, в новом - 2008 году назначено проведение президентских выборов. Как бы Вы охарактеризовали прошедший политический год, и в какой политической атмосфере Армения начинает 2008 год?
- В преддверии парламентских выборов 12 мая 2007 года армянское общество ожидало объединения оппозиции, однако, когда этого не произошло, то чувство надежды сменилось на апатию и предрешенность относительно воспроизводства правящего режима. Ибо при наличии столь разрозненной оппозиции, общество не могло себе представить реальную альтернативу режиму. Однако со второй половины 2007 года внутриполитические события стали развиваться в более интересном русле: с появлением первого президента Армении Левона Тер-Петросяна на политической арене, появилась интрига, появилось чувство, что все-таки есть альтернатива действующему режиму. Соответственно политическая жизнь активизировалась. Думаю, что мы завершили 2007 год в атмосфере бурных дискуссий относительно того, куда идет Армения, и в каком формате будет выступать оппозиция на предстоящих президентских выборах. Ближайшие несколько месяцев будут временем активной внутриполитической жизни.
- Вы положительно оценили политическую атмосферу, однако она характеризуется сегодня "войной компроматов". Как Вы думаете, о чем это говорит: о неприемлемости позиций, о жестком противостоянии властей и оппозиции или об обеспокоенности властей не суметь обеспечить свое воспроизводство? Считаете ли Вы, что эта "война" будет продолжена и дальше?
- Термин "война компроматов" появился с легкой руки журналистов, но я не считаю, что идет война компроматов. Действительность такова, что Тер-Петросян и его команда выдвигают определенные обвинения в адрес правящего режима и поднимают вопросы, на которые общество хотело бы получить ответы. С другой стороны, идет целенаправленная кампания по дискредитации первого президента и распространению разного рода сплетен и необоснованных обвинений. Одним из таких примеров является якобы исчезнувшее дело о комитете "Карабах". Известно, что члены комитета боролись за демократические преобразования в СССР и за независимость Армении. В декабре 1988 года КГБ СССР возбудило против них уголовное дело. В преддверии празднования 10-летия карабахского движения и намечаемого открытия музея, тогдашний Генпрокурор по просьбе президента Тер-Петросяна передал 61-томное уголовное дело против комитета "Карабах" в резиденцию президента. Однако после смены власти в феврале 1998 года, эти материалы были переведены в личный архив Тер-Петросяна. И вдруг, ни с того ни с сего сразу после заявления Тер-Петросяна о своем намерении баллотироваться на пост президента, вдруг Генеральный прокурор "вспомнил" о наличии этого дела и власти стали искать якобы "пропавшее дело", которое в конце концов "нашли" у первого президента, который между тем, сам добровольно вернул более 60 томов. Заявление об исчезновении уголовное дела против комитета "Карабах" было сделано с целью дискредитации первого президента в глазах общественности. Хочу также напомнить о том, что открыто уголовное дело на участников мирного шествия 23 октября, уголовное дело в отношении меня все еще не закрыто, после моего столь же незаконного освобождения, как и незаконного ареста, я не был ни разу вызван и никаких вопросов мне задано не было.
Вернувшись к сказанному, хочу подчеркнуть, что власти так и не ответили ни на одно обвинение, выдвинутое Тер-Петросяном.
- В таком случае, насколько, по-вашему, эффективна эта кампания по распространению обвинений против Тер-Петросяна?
- Здесь невольно вспоминаешь то, как советские СМИ и в первую очередь программа "Время", пытались скомпрометировать карабахское движение, и какую обратную реакцию в обществе это вызывало. Сегодня появились новые технологии, советская модель пропаганды изжила себя, в 21 веке невозможно руководствоваться теми методами. В этом плане, я считаю, что нам помогает эта топорная антипропаганда.
Уже несколько международных организаций, в том числе ОДИР#ОБСЕ и ПАСЕ, включая Генерального секретаря этой организации Терри Дэвиса, отреагировали на правонарушения и указали нашим властями на недопустимость применения методов устрашения по отношению к сторонникам одного из кандидатов. Кроме того, также было указано на недопустимость отсутствия допуска представителей оппозиции на электронные СМИ, которые, как известно, контролируются со стороны властей.
Между тем, у населения есть большой спрос на информацию, связанную с деятельностью оппозиции. Есть спрос на продукцию с информацией о митингах первого президента. На DVD диски записывают выступления Тер-Петросяна, а затем распространяют по всем регионам страны десятками тысяч. Это называют "DVD революцией".
- Для периода, предшествующего предвыборной кампании, характерна еще одна черта - публикация многочисленных социологических опросов. Доверяете ли Вы публикуемым результатам? И, если нет, то какова на Ваш взгляд, реальная картина?
- В тиражируемых правительством соцопросах есть много абсурдного. Так, согласно результатам опросов, проведенных институтом Геллапа, премьера Сержа Саркисяна поддерживает 30-35 процентов населения. Вместе с тем, согласно результатам того же опроса, 70 процентов населения Армении не доверяет итогам выборов в Национальное Собрание. То есть в обществе, где 70 процентов не верят в итоги выборов, в то же время 30 - выражают готовность голосовать за тех же фальсификаторов? Абсурд налицо. Остальные ответы в этом опросе также не вяжутся с тем, что более 30 процентов готовы проголосовать за Саркисяна. В частности, в ответах на вопросы о том, изменилась ли ваша жизнь к лучшему или довольны ли экономической ситуацией, превалируют негативные ответы.
В Армении всего несколько социологических организаций и руководитель одной из них - Агарон Адибекян - работает в штабе Сержа Саркисяна. Абсурд состоит и в том, что социолог, который проводит независимые исследования, работает на одного из кандидатов.
Соцопросы в условиях жесткого административного ресурса, нужны для одной цели - навязать общественности картину будущих нарушений на выборах. Сброс бюллетеней очень сложно обосновывать, если до этого был низкий рейтинг, а при помощи распространения результатов этих опросов в подсознании населения, которому "промывают мозги" 17 телеканалов, запечатлевается определенный процент рейтинга, который фактически подтверждает намеченные фальсификации. Весь государственный ресурс направлен на фальсификацию данных опросов.
- В таком случае как вы относитесь к идее проведения exit poll?
- Если exit poll будут проводить те же люди, что и остальные опросы, тогда его проводить не имеет смысла. Тот, кто хочет получить нормальные результаты опроса exit poll, должен пригласить интервьюеров из других стран, а не ангажированных властями страны социологов.
- На ваш взгляд, какова реальная картина отношения общества к появлению на политической арене Тер-Петросяна?
- Сам факт того, что 70 процентов не верят в исход выборов в Национальное Собрание, говорит о том, что эти люди склоны голосовать за того, кто не фальсифицирует, а по определению таковым является оппозиционный кандидат. Важным показателем настроений в обществе являются и митинги оппозиции с участием Левона Тер-Петросяна, которые собирают несколько десятков тысяч человек. Ведь у всех этих людей есть друзья и родственники.
- В последние годы решающую роль в выборных процессах в Армении играет административный ресурс. Как Вы считаете, будет ли он играть определяющую роль и в этот раз?
- Этот ресурс небеспредельный. Есть определенные цифры, относящиеся к мобилизации общества, после которых этот ресурс перестает работать. При наличии сильного кандидата, коим является Тер-Петросян, и при наличии серьезной консолидирующей команды, внутри властного лагеря произойдет раскол, ближе к выборам это будет гораздо очевидней. Первый президент послал несколько месседжей, в том числе и предпринимателям. В частности, он заявил, что новая власть не будет ворошить прошлого и попытается создать легальное поле, в котором предприниматели будут гораздо комфортнее работать без теневой экономики и нормально платить налоги государству. Кроме того, сплочение многих политических сил вокруг яркого лидера - Левона Тер-Петросяна также будет способствовать сбою в работе административного ресурса.
То, что весь административный ресурс готов способствовать воспроизводству власти, я ставлю под сомнение. Наши общения с различными представителями властных структур показывают, что как только они увидят нарушение баланса сил в сторону оппозиции, они переметнутся в сторону побеждающего кандидата. А пока Генеральный прокурор разъезжает по районам и заявляет местным прокурорам и представителям областной администрации, что, если 19 февраля Серж Саркисян не получит 60 процентов голосов, то по отношению к каждому из них будет возбуждено уголовное дело.
- Вы указали на необходимость мобилизации общества. На необходимость мобилизации электората указал и первый президент. Есть ли сегодня реальные шансы для этого?
- Появление сильного альтернативного кандидата - Левона Тер-Петросяна и его дальнейшая активная деятельность будут способствовать мобилизации общества. Мы считаем нашего кандидата реальной альтернативой действующему режиму.
У нас очень часто проводятся параллели с парламентскими выборами, но при этом не учитывается один важный фактор: общество во время этих выборов, не идентифицирует себя ни с одной из политических сил. Тем более, в нашем случае, когда благодаря вмешательству и подкупу властей, удалось раздробить оппозицию, которая выступила на выборах в лице порядка 20 партий. Сплочение 18-ти политических сил вокруг Тер-Петросяна приведет к тому, что сам факт альтернативы властям будет идентифицироваться с Левоном Тер-Петросяном. И, если его голоса фальсифицируется, значит фальсифицируются голоса общества.
- Какие шаги должны быть предприняты для мобилизации электората ?
- Мобилизация уже началась. Нам нужна не столько мобилизация наших сторонников, а сколько - изменить настроения безысходности и сломать атмосферу страха. Мы понимаем, что это сделать непросто, но это было непросто сделать и в конце 80-ых. Тогда против нас работала не менее сильная, а точнее гораздо более сильная власть. С приближением дня выборов мы получим возможность выступления в открытом эфире, чего мы сейчас полностью лишены. Во время предвыборной агитации мы планируем посетить все без исключения области страны. Думаю, эти шаги сыграют важную роль в перемене атмосферы.
- Судя по жесткой критике Л.Тер-Петросяна, звучащей в адрес правящей администрации и потому, как он их заклеймил - бандократией, в случае его избрания президентом нынешние власти и их сторонников ждет наказание? Некоторые наблюдатели уже высказывают мнение, что приход первого президента к власти чреват переделом собственности и всеми исходящими из этого проблемами.
- Естественно в случае прихода к власти Тер-Петросяна некоторые из представителей правящего режима или бандократии должны встать перед законом за то, что они не платили налоги.
Дело в том, что первое поколение реформ было произведено в годы правления Тер-Петросяна. Ужас ситуации заключается в том, что второе поколение реформ так и не началось. В течение этих 10 лет реформы были заторможены и мы продолжаем существовать за счет тех реформ. Между тем, жизнь изменилась и нужны новые реформы. В программе первого президента, подготовку которой он планирует завершить после новогодних праздников, будет описано какие реформы и в какой срок должны быть осуществлены и что это даст для развития государства. Все те, кто готов вернуть государству недоплаченное, будут нормально работать. Если человек готов платить в бюджет то, что утаил в свое время, нет никаких проблем, то есть переделывать мы ничего не будем. Должна быть создана независимая комиссия, которая займется изучением всех этих дел. Думаю, что в этом вопросе можно не ограничиваться рамками Армении и пригласить представителей из-за рубежа.
- Вы неоднократно указывали на возможность фальсификаций во время выборов. Исключаете ли Вы в этом случае развитие пост-выборных процессов и что вы ожидаете от этих процессов?
- Бандократия труслива и малодушна, и в случае реальных гарантий из-за рубежа, она готова пойти на любые провокации, насилие и давление. Я исключаю какую-либо активную роль американцев или европейцев здесь. Не думаю, что Армения представляет для кого-нибудь из них приоритет. Есть консенсус между ними и Россией, что Армения это все-таки сфера интересов России. С другой стороны это не должно дать повод России думать, что это ее задворки и надо самой решать, что здесь произойдет. Российская политика последних лет была направлена на поддержку этого антинародного режима. Так, российские наблюдатели после выборов 12 мая 2007 года сразу же дали очень высокую оценку прошедшим выборам, еще до окончательного подведения итогов президентских выборов 2003 года Владимир Путин поздравил Кочаряна с победой. Все это накладывает свой отпечаток на настроения в обществе. Не думаю, что Россия встанет на те же "грабли" второй раз. Дальнейшее продолжение поддержки антинародного режима приведет к росту антироссийских настроений в Армении. И мы либералы, и все политические силы, считаем, что Россия стратегический партнер и менять что-либо в этом плане нельзя. В Армении нет прозападных или пророссийских полюсов, проармянский политический деятель естественно будет стремиться к установлению хороших отношений с Россией, что у нас на роду написано. Поэтому лучше уж не вмешиваться в наши дела и дать нам самим разобраться. Надеемся, что на этот раз вмешательства не будет.
С Александром Арзуманяном беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Сусанна Петросян.