Европейский cуд осудил власти России по трём жалобам из Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 15 ноября осудил российские власти за насильственные исчезновения, внесудебную казнь и незаконный захват и уничтожение частной собственности в Чечне, удовлетворив три жалобы жителей этой республики.
Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил Румер Лемэтр, директор по правовой работе московского представительства голландской неправительственной организации "Правовая инициатива по России", оказывавшей помощь заявителям в Евросуд по делу "Хамила Исаева против России".
Муж заявительницы Султан Исаев был задержан 29 апреля 2001 года федеральными военнослужащими во время спецоперации в чеченском селении Алхан-Кала. Несколько свидетелей показали, что видели, как военные посадили Султана в бронетранспортёр и увезли в неизвестном направлении, рассказывает Румер Лемэтр.
С тех пор Исаевой ничего не известно о муже. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту похищения, но расследование не привело к каким-либо результатам.
В своем решении Страсбургский суд, по словам Р. Лемэтра, единогласно установил, что российские власти незаконно задержали Султана Исаева (ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ)). Султан Исаев, как постановил суд, может быть признан мертвым с учетом обстоятельств его задержания и времени, прошедшего после задержания, и в связи с этим российские власти несут ответственность за смерть Султана Исаева (ст. 2 ЕКПЧ).
Также в вердикте ЕСПЧ сказано, что российские власти не провели должного расследования незаконного задержания и исчезновения Исаева, несмотря на информированность о преступлениях (ст. 2 конвенции), проявили безразличие и бесчеловечность по отношению к супруге исчезнувшего (ст. 3), Хамила не имела доступа к эффективным средствам правовой защиты (ст. 13).
В частности, Европейский суд критически оценил эффективность расследования, заметив, что оно "сопровождалось необъяснимыми ошибками в выполнении самых необходимых действий". Суд также с большой долей уверенности предположил, что свидетели вообще не допрашивались, как и военнослужащие, участвовавшие в спецоперации 29 апреля 2001в Алхан-Кале. Кроме того, не было предпринято никаких реальных усилий по установлению подразделений проводивших "зачистку".
Российское государство признало, что спецоперация проводилась в тот день, но оспаривало перед Европейским судом тот факт, что существуют доказательства задержания Султана Исаева российскими военнослужащими. В российских СМИ спецоперация была названа успешной.
В другом решении по Чечне - "Кукаев против России" - Евросуд признал власти страны ответственными за незаконное задержание, исчезновение и последовавшую за этим смерть сотрудника чеченской милиции Асланбека Кукаева, который был задержан военнослужащими федеральных сил 26 ноября 2000 года. Юридическую помощь в ведении этого дела в Европейском суде оказал ПЦ "Мемориал" и его британский партнёр - Европейский центра защиты прав человека.
Как и в решении по делу "Хамила Исаева против России", суд критически отнёсся к эффективности расследования и отметил, что оно было "осложнено тем фактом, что [...] следствие по делу об убийстве официально не начиналось до 22 декабря 2005 года", хотя труп Кукаева был обнаружен 22 апреля 2001 года.
В обоих решениях - по делам "Хамила Исаева против России" и "Кукаев против России" - ЕСПЧ также установил, что российское государство нарушило процедурную статью 38 Европейской конвенции по правам человека, так как не сотрудничало с судом.
Несмотря на неоднократные запросы, говорит директор по правовой работе московской группы "Правовой инициативы по России", власти отказались в обоих случаях предоставить в Страсбург копии уголовного дела, ссылаясь на то, что следствие по этим делам не закрыто.
"Государство систематически утаивает важные документы от Европейского суда по делам из Чечни, что затрудняет его работу", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Оле Сольванг, исполнительный директор представительства "Правовой инициативы по России" в Москве.
"Мы удовлетворены тем, что Страсбургский суд усиливает давление на Россию с целью получить эти документы", - добавил правозащитник.
В еще одном своем решении от 15 ноября - по делу "Хамидов против России" - Европейский суд установил, что российские власти нарушили право Хантаби Хамидова на частную жизнь (ст. 8 ЕКПЧ) и право собственности (ст. 1 протокола 1 к конвенции), когда подразделение милиции захватило и уничтожило его собственность.
Кроме того, суд установил, что право Хамидова на справедливое судебное разбирательство было нарушено, когда он пытался добиться компенсации за свою собственность (ст. 6 ЕКЧП).
Напомним, что ранее в этом году Евросуд по правам человека уже обязал Россию выплатить денежные компенсации по нескольким делам жителей Чечни.
Так, согласно вердикту Евросуда, сумму более 46 тысяч евро России должна выплатить по иску заявителей родственников Аюбхана Магомадова, который был задержан у себя дома российскими властями и стал жертвой насильственного исчезновения.
Около 93 тысяч евро заплатит российский бюджет оставшемуся в живых члену расстрелянной в Чечне семьи. Такое решение принял Европейский суд по правам человека по делу "Битиева и Х. против России".
А заявительница Асмарт Байсаева получит от проигравшей стороны компенсацию в размере 51732 евро. Она обратилась в Евросуд по делу об исчезновении ее мужа Шахида Байсаева в марте 2000 года в населенном пункте Подгорное под Грозным.