Шеварнадзе снова готов дружить с Россией
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Взгляды президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе на роль России в кавказских делах и ее посредническую миссию в урегулировании грузино-абхазского конфликта, похоже, переживают очередную трансформацию. Грузинский президент больше не обвиняет Москву во всех бедах своей страны, а напротив, ожидает в ближайшее время серьезного сдвига во взаимоотношениях с Сухуми благодаря "отношению к абхазскому конфликту как России, так и Совета Безопасности ООН".
Господин Шеварднадзе сообщил в интервью национальному радио, что намерен провести в Москве в рамках саммита СНГ (намеченного на 30 ноября) встречу с президентом России Владимиром Путиным, на которой будут обсуждены новые подходы к урегулированию абхазского конфликта. Шеварднадзе подчеркнул, что "в ближайшее время ожидаются очень серьезные сдвиги с точки зрения политического решения абхазского конфликта".
Грузинский президент напомнил, что СБ ООН уже полтора года работает над проектом политического статуса Абхазии, то есть проектом распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми. Согласно имеющейся информации, сообщил президент, "в этом вопросе назревает новшество, о котором станет известно уже в ближайшем будущем". "Думаю, что многое прояснится после того, как состоится наша встреча с Владимиром Путиным, - станет ясно, что меняется в позиции России с этой точки зрения", - сказал Шеварднадзе.
Возникает ощущение, что в Москве, скорее всего, определено поле для компромиссов между Грузией и непризнанной Абхазией, если не в вопросе статуса последней (что на сегодняшний день просто невозможно), то в нормализации отношений двух сторон на основе совместного решения текущих, сиюминутных общих проблем. Например, восстановления работы общей энергосистемы (Ингури ГЭС разделена неофициальной границей между Грузией и Абхазией, и ее нормальная работа напрямую зависит от политических взаимоотношений между двумя сторонами) и экономических связей в других секторах народного хозяйства. Не исключено, что проблему статуса Абхазии в Москве решено отодвинуть на дальний план, чтобы она сейчас не мешала возрождению экономической кооперации в Грузии.
Найденный в Москве выход из грузино-абхазского тупика, похоже, так обрадовал президента Шеварднадзе, что он резко изменил и тональность, и содержательную часть своей внешней политики в отношении России: заявил о своем категорическом несогласии с призывами выхода Грузии из СНГ, а также о том, что просто "обязан" принять участие в саммите глав СНГ в Москве, поскольку "необходим диалог с друзьями". Кроме того, официальный Тбилиси публично озвучил свою готовность к компромиссам с Москвой по вопросу вывода с территории Грузии российских военных баз. По словам заместителя министра обороны страны Гелы Бежуашвили, грузинское руководство готово "к корректировке планов" вывода с территории республики 12-й и 62-й российских военных баз, дислоцированных в Батуми (Аджария) и Ахалкалаки (регион Самцхе-Джавахети).
Скорее всего, грузинского президента толкает в объятия Москвы не только забрезжившая надежда решения споров с Абхазией, а целый комплекс проблем, решить которые невозможно без участия России, - от глубокого экономического кризиса, усугубленного введением визового режима перемещения через госграницу РФ, до тревожных процессов в чеченском анклаве в Панкисском ущелье, способных оторвать от Грузии новые территории.
Причем последнее - отнюдь не пропаганда российских военных. Имам села Дуиси Идрис Цациашвили пожаловался грузинским журналистам на то, что в этом и других населенных пунктах Панкисского ущелья пришлые ваххабиты на деньги чеченской диаспоры Саудовской Аравии вербуют в свои ряды молодых кистинцев, строят мечети и, вообще, разворачиваются. Именно так, с объявления ваххабитами "независимости" ряда высокогорных сел Дагестана начала разворачиваться цепочка трагических событий, приведших к нападению на эту республику банд Басаева и Хаттаба с целью ее отторжения от Российской Федерации. России хватило сил и ресурсов для отражения этой атаки, Грузии может не хватить.