Борьба за жизнь заложника продолжается
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В №84 "Новой газеты" от 19 ноября мы опубликовали неоконченную хронику борьбы за жизнь Сергея Константиновича Боряева, находящегося в плену у Хаттаба.
К сожалению, и сегодня мы почти в одиночестве, потому что власти и руководители Министерства обороны продолжают проявлять преступное безразличие к судьбе офицера.
18 ноября автор этих строк выехал на Северный Кавказ, чтобы скоординировать шаги нашего человека, работающего в Чечне на свой страх и риск, без каких-либо документов от федеральных властей в Чечне.
Удалось выйти через посредников на Хаттаба и Басаева.
Прежде всего - мы получили подтверждение, что Сергей Боряев жив.
За его свободу посредники попросили найти и вернуть труп араба, сподвижника Хаттаба, а также женщину-связистку, которая якобы везла для Басаева 1 миллион 250 тысяч долларов.
Мы ответили, что эти вопросы решить не можем, так как никакой информацией об этих людях не располагаем.
В свою очередь, мы предложили: готовы решить на законных юридических основаниях вопрос о судьбе полевого командира Лече Исламова по кличке Борода (находится в следственном изоляторе ФСБ в Лефортове) в течение недели после того, как будет освобожден и передан федеральным властям подполковник Боряев.
Интерес к судьбе Исламова проявили несколько известных чеченских полевых командиров. Ответа на наше предложение со стороны Басаева и Хаттаба, удерживающих подполковника Боряева, пока не поступило.
Я предвижу, какая ироническая улыбка появится у некоторых руководителей российских спецслужб по поводу того, какими методами мы пытаемся освободить российского офицера.
Чтобы снять вопросы о принципах, которых мы придерживаемся при ведении переговоров, расскажу несколько историй. Они в деталях известны руководству ФСБ и МВД. Но вряд ли известны генеральному прокурору Владимиру Устинову и президенту России Владимиру Путину, которые, хочется верить, после этой информации станут нашими союзниками в борьбе за спасение российских солдат и офицеров.
История первая
Вся Россия увидела ужасные по своей жестокости и бесчеловечности кадры казни четверых российских военнослужащих. Убийца не скрывал своего лица, наоборот, он казнил демонстративно. Зовут бандита Салаутдин Темирбулатов, кличка Тракторист.
Тракториста в конце концов поймали и осудили к пожизненному заключению. Но прежде его услугами воспользовались для спасения польских женщин-заложниц.
Двух полячек, ученых-этнографов, летом 1999 года в Ботлихском районе Дагестана захватили бандиты и продали братьям Ахмадовым ? головорезам из Урус-Мартана. С полячками в одном подвале сидели еврейский мальчик Володя Фаиль, корреспондент ИТАР-ТАСС Владимир Яцина и другие.
В феврале 2000 года трое старших офицеров МВД России под командованием подполковника Казимира Боташева два дня прожили в доме убийцы Тракториста в чеченском селении Борзой. Ели его хлеб. Тракторист и помог в освобождении польских женщин. Их привезли в его дом. Когда ахмадовская банда пыталась захватить российских офицеров, Темирбулатов этого сделать не позволил. Польские женщины были освобождены.
Офицеры из Управления по борьбе с организованной преступностью МВД России получили свое: кто поощрения, кто государственные награды, а Темирбулатова в знак благодарности вывезли вертолетом из опасного для него Борзоя в Чири-Юрт и отпустили на все четыре стороны. То есть ради спасения человеческих жизней можно было воспользоваться услугами чудовища-убийцы.
Это уже впоследствии в результате проведенной операции Темирбулатов был пойман и осужден.
История вторая
Тогда же, в феврале 2000 года, после тяжелого ранения был вывезен из Чечни сотрудниками Главного управления по борьбе с организованной преступностью сподвижник Арби Бараева, секретарь Совета безопасности масхадовской Ичкерии Доку Умаров.
Его тайно (!) лечили в Нальчике, в стоматологической поликлинике, более месяца. Провели дорогостоящую операцию по восстановлению челюсти, прекрасно кормили. А после излечения переправили в Грузию.
Доку Умаров расплатился со своими благодетелями наличными в долларах, а также помог в освобождении французского фотографа Бриса Флетьо.
В настоящее время Доку Умаров снова в Чечне. Он по-прежнему секретарь Совета безопасности у Масхадова и командующий фронтом. Продолжает воевать с Россией.
История третья
Мимо Салавди Абдразакова с конца 1996-го по 1 декабря 1999 года не проходило ни одно крупное похищение людей.
Особенно Салавди любил торговать иностранцами и российскими журналистами ведущих теле- и радиокомпаний.
Через его руки прошли итальянец Мауро Галигани (доля Абдразакова за его освобождение - 150 тысяч долларов), группа Елены Масюк (из НТВ), Ильяс Богатырев и Владислав Черняев из "Взгляда". Их выкупали за миллионы. Доля Салавди - более сотни тысяч долларов.
Я так уверенно говорю о суммах, потому что первым Абдразакова (он же Халилов) допрашивал без пристрастия сам, а тайно записывал допрос на диктофон офицер ГУБОПа Дмитрий Данилов.
Брали мы Абдразакова 1 декабря 1999 года. Кстати, именно он на своем "Лендровере" вывозил в горы в начале октября того же года француза Флетьо.
Перед тем как вылететь из Москвы в Ингушетию на захват Абдразакова, я попросил известного журналиста Александра Минкина связать меня с министром внутренних дел Владимиром Рушайло. Но мне пришлось довольствоваться разговором с "серым кардиналом" МВД - помощником Рушайло генерал-лейтенантом Орловым.
Я пытался объяснить генералу, что, взяв подонка Абдразакова, мы можем обменять его на генерала Шпигуна, корреспондента ИТАР-ТАСС Владимира Яцину, москвича Михаила Курносова. Но генерал сказал что-то вроде: сделайте дело, потом и поговорим.
За Абдразакова офицеры, участвовавшие со мной в операции по его задержанию, получили награды. Менять его на заложников отказались.
Впоследствии и генерал Шпигун, и журналист Яцина, и Курносов, единственный сын у родителей, были зверски убиты.
А Абдразаков на полуподпольном суде, состоявшемся в этом году, получил всего 4 года тюрьмы (из них почти два он отсидел до суда). Его благодетели из российских спецслужб, я думаю, не дадут богатому бандиту отсидеть оставшиеся два года. Скорее всего, он выйдет на свободу раньше.
Подполковник Сергей Боряев - не иностранец, он русский офицер. Неужели нищие российские солдаты и офицеры не могут надеяться на защиту власти?
Хочу верить, что, прочитав этот материал, президент Владимир Путин, генеральный прокурор Владимир Устинов и министр обороны Сергей Иванов сделают все для спасения подполковника Сергея Боряева и других попавших в плен российских солдат и офицеров.
"Новая Газета", №86