В столице Грузии презентован отчет по защите культурного наследия в зоне нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

НПО Ассоциация молодых юристов Грузии 18 декабря провела презентацию отчета "Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и культурное наследие Грузии" в гостинице "Амбассадор" в Тбилиси.

Отчет стал результатом мониторинга по защите культурных памятников в зоне прохождения нефтепровода. Данный мониторинг является частью правового мониторинга по БТД и также финансируется голландской организацией "OxfamNovib".

По словам координатора проекта и член Ассоциации молодых юристов Тамар Гваладзе, целью мониторинга было дать оценку состояния культурного наследия в зоне прохождения Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).

"Мы хотели сравнить нынешнее состояние с тем, которое было до начала строительства нефтепровода, а также выяснить насколько были выполнены рекомендации, данные властям Грузии и компании British Petrolium (которая занималась строительством нефтепровода) по защите памятников. Кроме того, в своем отчете мы коснулись того, как грузинское законодательство контролирует защиту памятников, говорим об обязательствах государства и компании. В отчете мы представили свои рекомендации.

Мы лоббируем то, чтобы провели мониторинг по сегодняшнему состоянию памятников культуры. До сих пор нет единого заключения по данному вопросу", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Тамар Гваладзе.

Она добавила, что лишь раз у группы мониторинга, состоящей из двух человек - ее и Лали Ахалайя, возникла проблема с доступом к памятнику, когда к нему их просто не подпустили охрана.

Эксперт проекта и представитель Грузинского национального союза международного совета памятников и ценных мест Лали Ахалайя считает, что защита памятников культурного наследия - дело не только компании, но и государства.

"Благодаря данному проекту я раз получила возможность еще раз проехать по тем местам. К сожалению, по сей день нам не получилось опубликовать данную работу. Но в любом случае если бы не это строительство нефтепровода, возможно, мы бы не попади в эти места и не смогли ознакомиться с памятниками культурного наследия этого региона", - отметила Ахалайя.

Всего на территории, вдоль которой проходит нефтепровод, расположено до 162 памятника, из них 15 было ранее не известных и обнаружено только во время мониторинга.

"Мы провели действительно весомую работу, посетили все памятники, а затем составили документацию с рекомендациями: отдельную карточку на каждый памятник, куда внесли информацию о его техническом состоянии. Более подробно мы остановились на 22 памятниках, которые, на наш взгляд, нуждаются в наибольшем внимании. Думаю, подобная документация в Грузии раньше не составлялась. Только несколько рекомендаций компания BP учла. В остальных случаях, например, когда мы предлагали оградить территорию памятника, это не происходило, и многие места находятся в загрязненном состоянии.

Думаю, важно повышать информированность общества и местного населения, чтобы они знали, какими необыкновенными сокровищами обладают. Это и развалившиеся погребенья, церкви и т.д., дохристианской эпохи и средних веков. Причем не только компания должна заниматься этим, а в первую очередь грузинские власти", - подчеркнула эксперт проекта.

Координатор защиты культурного наследия компании British Petrolium Нино Эркомошвили возразила, что зачастую непривлекательность места больше защищает памятник от повреждения.

"Наша компания с 2000 года ведет мониторинг по памятникам в зоне БТД. В процессе строительства нефтепровода мы исполняли рекомендации - и маршрут трубопровода меняли и заново перекладывали, а сейчас уже это не входит в нашу компетенцию. Мы постоянно устанавливали ограду, но ее крали, не помогали и надписи на нескольких языках. Как только писали, что это археологический памятник, сразу же там начинались неразрешенные археологические раскопки.

Как не парадоксально звучит, лучше уменьшить информацию о памятниках, чтобы не вызвать нездорового интереса к ним. То есть замусоренность больше защищает памятник, чем ограда, которая привлекает к памятнику излишнее внимание. Порой приходилось придумывать легенду: дескать, если тронете этот камень, в вашу семью придет несчастье. И это помогало", - сообщила "Кавказскому узлу" Нино Эркомошвили.

Как сообщал "Кавказский узел", ранее НПО Ассоциация молодых юристов Грузии провела презентацию сборника экспертного заключения по теме "Общественный контроль грантовой программы между правительством Грузии и компанией нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан" ("проект века") в столице Грузии 14 декабря.

Справка: НПО "Ассоциация молодых юристов Грузии" (АМЮГ) была основана в сентябре 1994 года. На данный момент организация объединяет до 600 членов. Организация имеет свои представительства в Телави, Рустави, Гори, Кутаиси, Батуми, Душети и Озургети. В задачи НПО входят защита прав человека, бесплатные юридические консультации, совершенствование грузинского законодательства, развитие гражданского общества и т.д. В различное время главой организации являлись Давид Усупашвили (с 1994 по 1996 год), Гия Гецадзе (с 1997 по 1998 год), Тинатин Хидашели (с 1999 по 2001 и с 2003 по 2004 год). С 2006 года председателем АМЮГ является Георгий Чхеидзе.

Справка: протяженность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан составляет 1 тыс. 767 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 248 км, а в Турции - 1 тыс. 076 км. Пропускная способность - 50 млн тонн нефти в год. Участниками проекта являются: BP (30,1%), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), ENI (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), INPEX (2,5%), Total (5%) и Amerada Hess (2,36%).

Автор: