В Чечне планируют открыть лабораторию для идентификации тел погибших

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Чечне планируют открыть судебно-медицинскую лабораторию для идентификации тел погибших. Об этом сообщил замминистра здравоохранения республики Заур Муслуев.

"Республиканская служба судебно-медицинской экспертизы полностью восстановлена. Для них построили новое здание, обеспечили необходимым оборудованием", - цитирует слова Муслуева, который при этом уточнил, что на базе этой службы и планируется создать лабораторию.

В республике периодически находят массовые захоронения людей, поэтому необходимость в создании лаборатории есть, отметил министр. В тоже время, по его словам, "если мирный процесс будет идти и дальше и в дальнейшем не будет военных действий, то потребность в этой лаборатории исчезнет сама по себе".

Эксперт правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов, впрочем, считает, что при самом благоприятном прогнозе на ближайшие десять лет лаборатория будет загружена наследием двух чеченских войн. По его мнению, лаборатория - это только часть системы, которая не будет действенна без слаженной работы органов следствия, - прокуратуры, Следственного комитета и органов МВД, ведущих оперативно-розыскные мероприятия.

"Огромный объем следственной работы по тысячам уголовных дел об исчезновениях, огромный объем милицейской оперативной работы по поиску мест захоронения тел или их фрагментов и на стыке этого - работа лаборатории", - пояснил он.

Ситуация, по мнению правозащитника, осложняется тем, что до сих пор нет ни окончательного списка пропавших, ни полного списка захоронений. "Уже несколько лет, когда речь заходит о поиске тел исчезнувших, чуть ли не как единственный документ фигурирует справка МЧС, согласно которой тысячи человек числятся лежащими в нескольких десятках захоронений. Но, увы, речь в этой справке идет прежде всего о захоронениях погибших в период широкомасштабных боевых действий в самые первые месяцы второй чеченской войны", - отметил он.

Существует еще одна проблема - обеспечение судебно-медицинской лаборатории квалифицированными кадрами. По мнению бывшего главы 124-й медико-криминалистической лаборатории Ростова-на-Дону, которая занималась идентификацией останков погибших в Чечне солдат, Владимира Щербакова, подготовить специалистов для подобной лаборатории очень сложно.

"Наука находится в развитии, и данный пласт далеко не до конца исследован, поэтому нужны не просто технари, а люди, которые подходят к решению вопросу по-человечески. У них должна быть неформальная заинтересованность в решении задачи, "поисковая акцентированность" интеллекта, что позволит находить выходы из безвыходного положения", - отметил Щербаков.

Правда, заместитель министра здравоохранения республики Муслуев отметил, что после начала реализации нацпроектов проблема дефицита кадров в медицине не стоит так остро, как раньше. "У нас есть молодые специалисты, люди идут в судебную медицину, но их нужно будет обучать именно для работы в лаборатории", - сказал Муслуев, отметив, что поначалу проблемой может быть отсутствие необходимого опыта и квалификации.

Как сообщал ранее "Кавказский узел", вопрос о создании судебно-медицинской лаборатории для идентификации тел погибших поднимался правозащитниками в рамках обучающего семинара для представителей правоохранительных органов,  власти и НПО по вопросам расследования дел о похищенных и без вести пропавших лицах.

Тогда представитель "Мемориала"  Наталья Эстемирова отметила, что в Чечне до сих пор практически не ведется работа по опознанию, правда, заметив при этом, что дело тут не только в отсутствии лаборатории, вопрос с которой уже начал решаться, но и в том, что население и родственники пропавших не извещаются должным образом, когда обнаруживается труп неизвестного человека.

"Сведения эти даже не передаются в другие отделения милиции и хранятся в Информационном центре без движения", - подчеркнула Наталья Эстемирова. В качестве примера было приведено дело Гайдукиева, который несколько месяцев числился пропавшим без вести по одному милиции и как  уничтоженный боевик по другому, а когда, наконец, сведения совместили, было раскрыто серьезное уголовное дело и пресечена деятельность крупной преступной группировки из сотрудников милиции и силовых структур.

В связи с проблемой идентификации тел представитель "Мемориала" обратила внимание участников семинара на то, что нельзя просто ждать, пока заработает генетическая лаборатория в Грозном. Необходимо брать для будущего анализа кровь у родственников без вести пропавших, широко оповещать о каждом найденном трупе, предоставлять информацию о нем заинтересованным лицам с целью установления личности.

Между тем, в Чечне в безымянных могилах могут находиться останки трех тысяч человек как мирных граждан, так и российских военнослужащих. Такое предположение было высказано Уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиевым.

Причем эти цифры носят только приблизительный характер, - сказал чеченский омбудсмен. Так, только в период с 2000-го по 2001-й год на территории республики были погребены неопознанные трупы тысячи 138 человек.

Автор: