На митинге у Соловецкого камня в Москве требовали освобождения политзаключенных
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера, 30 октября, две сотни москвичей на митинге у Соловецкого камня в Москве потребовали от Кремля немедленного освобождения политических заключенных и почтили память жертв репрессий тоталитарного советского режима. Правозащитники и лидеры демократической оппозиции зачитали имена десятков томящихся в тюрьмах, лагерях и даже психбольницах России людей, которых они считают политзаключёнными.
Прошедший вчера вечером с 18 до 19 часов на Лубянской площади митинг был приурочен к отмечающемуся 30 октября Дню политзаключенного, объявленного советскими политзаключенными еще в 1974 году и являющегося в настоящее время государственным Днём памяти жертв политических репрессий.
"В нашей стране есть политические репрессии, политические заключённые – это Ходорковский, Трепашкин, ребята из НБП, выступившие за свободу россиян и против войны в Чечне", - заявила, выступая с грузовика, координатор Антивоенного клуба, член Правозащитного центра (ПЦ) "Мемориал", главный редактор портала "Войне.Нет" Анна Каретникова.
Есть, по словам Каретниковой, и другая категория граждан, попавших в застенки. Они не выступали с критикой властей, а оказались людьми "подозрительной" национальности, вероисповедания или профессии. "Если ты чеченец, то у тебя неожиданно может оказаться три гранаты в заднем кармане джинс или пластит в сумочке, как у студентки Зары Муртазалиевой", - привела пример фальсификации уголовных дел член ПЦ "Мемориал".
Каретникова заявила, что даже небольшое число собравшихся на Лубянке людей многое может сделать для помощи политзаключённым. "Позвоните в екатеринбургское СИЗО и спросите: "действительно ли больному Трепашкину не дают лекарств?". Если позвонит один человек, то, наверное, это не поможет, а если 50 – то лекарства ему дадут.... Сдавайте деньги для заключённых НБП – их много, им нужны деньги. Напишите письмо Муртазалиевой, Бахминой", - призывала к действиям Анна Каретникова.
По мнению лидера объединённого Гражданского фронта (ОГФ) чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, власть имущие постоянно нагнетают в обществе страх, наращивают репрессии против инакомыслящих, потому что, начав идти по этому пути, уже по законам жанра не могут остановиться. Они, по его словам, боятся, что любое послабление может вызвать активизацию деятельности оппозиции и поколебать их власть.
"Люди, ради которых мы здесь сегодня собрались, - это те, кто преодолел страх, кто оказался на переднем крае борьбы", - заявил Гарри Каспаров. Только преодолев страх, считает Каспаров, можно добиться победы над нынешним авторитарным режимом в стране.
Бывшая советская политзаключённая Елена Санникова напомнила о деле Бориса Стомахина, осуждённого на пять лет лагерей за публикации о вооружённом конфликте в Чечне в самодельном малотиражном бюллетене. Суд признал, что он "одобрял преступников и террористов, действия которых, направлены на уничтожение русского народа, как нации". Правозащитники считают приговор Стомахину политическим, так как он в своих публикациях резко критиковал действия президента и правительства страны.
Координатор Общественного комитета в защиту политзаключённого адвоката Михаила Трепашкина Михаил Кригер высказал опасения, что власти добиваются смерти экс-офицера ФСБ в тюрьме, чтобы он не мог заниматься разоблачениями действий спецслужб после выхода на свободу, чем он занимался до своего ареста четыре года назад. Он также призвал к солидарной борьбе за освобождение всех "узников совести".
Один из лидеров запрещённой Национал-большевистской партии (НБП) Александр Аверин в своём выступлении отдал дань миллионам жертв сталинских репрессий. Затем он зачитал имена членов НБП, находящихся, по его словам, за решеткой по политическим мотивам.
Это Марина Курасова (глава Ростовского-на-Дону отделения НБП), Сергей Резниченко, Наталья Чернова, Алексей Тонких, Николай Балуев - осуждённые к различным срокам лишения свободы за захват в составе 40 активистов НБП приёмной президента России 14 декабря 2004 года, в ходе которого они требовали вернуть россиянам гражданские свободы, остановить войну в Чечне и отправить Путина в отставку.
Другие, "более новые" "политзаключённые" нацболы, - это Назир Магомедов из Махачкалы, Вячеслав Русаков, Руслан Хубаев, Владимир Титов, Сергей Медведев, Роман Попков, Ольга Кудрина, Елена Боровская, Алексей Макаров, Дмитрий Елизаров, Илья Гурьев, Александр Николаенко.
Осужденных и находившихся под следствием по сфабрикованным, по мнению правозащитников, уголовным делам, таких как Игорь Сутягин, Валентин Данилов и другие, перечислил ответственный секретарь Общественного комитета защиты учёных Эрнест Чёрный.
Лидер движения "За права человека" Лев Пономарёв зачитал список осуждённых и пострадавших иным образом по "делу "ЮКОСа"". Помимо главы компании Михаила Ходорковского, это ещё более 40 человек. Так, бывший управляющий филиалом банка "Менатеп-Санкт-Петербург" в Ставрополе Игорь Бабенко чудом не попал за решётку, получив политическое убежище в Литве. Но трём его "подельникам" - Олегу Лиеву, Алексею Семенюте и Виктору Ерину повезло меньше – им не удалось избежать уголовного преследования со стороны ставропольского УФСБ по обвинению в отмывании доходов.
Руководитель программы мониторинга прав человека в Центральной Азии ПЦ "Мемориал" Виталий Пономарёв напомнил собравшимся о том, что, так как День политзаключённого был провозглашён ещё в СССР, то отмечался он во всём Советском Союзе. В связи с этим он кратко рассказал о политических репрессиях и политзаключенных в бывшей советской Средней Азии. Перейдя к ситуации в России, правозащитник заявил, что десятки мусульман арестованы по необоснованным политическим обвинениям в терроризме и экстремизме.
С речами против политических репрессий и за освобождение "узников совести" выступили также зампред Российской демократической партии "Яблоко", лидер фракции "Яблоко – объединённые демократы" Мосгордумы Сергей Митрохин и бывший премьер-министр России, лидер партии "Народ за демократию и справедливость" Михаил Касьянов. Последний отметил в своем выступлении, что "методы нынешней власти все больше и больше напоминают методы КГБ" и посетовал, в частности, что так и нет ответов на вопросы о том, почему россияне погибают то в одном, то в другом теракте.
После каждого выступления толпа скандировала: "Свободу политзаключенным!". Участники митинга держали плакаты: "Трепашкин – совесть ФСБ", "Свободу Михаилу Трепашкину!", "Свободу активистам НБП!", "Случайно ли, что все, кто начинает изучать дело о взрыве домов – уничтожаются?", "М. Трепашкин, М. Ходорковский, П. Лебедев, С. Бахмина, И. Сутягин - узники совести современной России", "Дело ЮКОСа - поминки по российскому правосудию".
По итогам акции была принята резолюция с выражением поддержки вчерашнего высказывания Владимира Путина о том, что времена массовых политических репрессий никогда больше не должны повториться и требованием к нему немедленно претворить свои пожелания в жизнь и уже сегодня, 31 октября, освободить всех политзаключённых.
Как уже сообщал "Кавказский узел", в России 30 октября отмечают День памяти жертв политических репрессий, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 N 1763/1-I "Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий". Траурные акции и специальные мероприятия прошли по всей России и в некоторых странах бывшего социалистического лагеря.