Заявление Правозащитного центра "Мемориал"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

6 ноября с.г. полевой командир Хаттаб выдвинул ультиматум командованию федеральных сил в Чечне. Он угрожал казнить 11 ноября подполковника Сергея Боряева, захваченного боевиками сотрудника военной комендатуры Веденского района Чечни, если командование не согласится его обменять на 25 мирных жителей, якобы задержанных федеральными силами. При этом представители Хаттаба называют лишь 9 конкретных фамилий - женщин, проживающих в Курчалоевском, Веденском и Ножай-Юртовском районах.

К сожалению, это не первый случай преступного, бесчеловечного обращения боевиков с плененными ими российскими военнослужащими и милиционерами.

Никакие преступления федеральных сил не могут служить оправданием превращения Сергея Боряева в заложника. Члены чеченских формирований, поступающие таким образом, теряют всякое моральное право требовать, чтобы их считали воюющей стороной, а не бандитами.

В условиях вооруженного конфликта немеждународного характера, каким является конфликт в Чечне, все воюющие стороны обязаны соблюдать нормы международного гуманитарного права.

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., а также Второй дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1977 г., абсолютно запрещают в немеждународных вооруженных конфликтах убийства, осуждение и наказание без предварительного судебного решения тех лиц из состава вооруженных сил, которые сдались или были пленены.

Попытки некоторых командиров чеченских вооруженных формирований оправдывать убийства плененных российских сотрудников МВД или военнослужащих ссылками на "приговоры Шариатских судов" не имеют никакого отношения к праву. Так называемые "полевые Шариатские суды" никакого отношения к правосудию не имеют. В ходе первой и второй чеченских военных кампаний за словами о подобных "судебных приговорах" скрывались бессудные расправы.

Очевидно, что те командиры чеченских вооруженных формирований, которые прямо осуществляют бессудные расправы над плененными солдатами, офицерами и милиционерами, или потакают таким расправам, грубейшим образом нарушают международное гуманитарное право.

Молчание Президента ЧРИ по поводу угрозы казни подполковника Сергея Боряева также не может не вызвать резкого осуждения. Аслан Масхадов, многократно заявлявший, что он контролирует большую часть чеченских формирований, противостоящих федеральным силам, был обязан, по крайней мере, заявить о недопустимости расправ над пленными, издать и предать широкой огласке приказ, абсолютно запрещающий подобные расправы.

Насколько нам известно, подобных шагов А.Масхадов не предпринял. Он не осудил и другие случаи расправ, творящихся от имени "Верховного Шариатского суда".

Правозащитный центр "Мемориал" вынужден констатировать, что вина за эти угрозы и расправы ложится и на Президента ЧРИ.