В Москве почтили память жертв теракта на улице Гурьянова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На улице Гурьянова на юго-востоке Москвы в ночь на воскресенье почтили память жертв теракта, произошедшего здесь 9 сентября 1999 году и унесшего жизни более 100 человек.
Около памятной стелы, установленной на месте взорванного дома № 19 по ул. Гурьянова собрались друзья и родственники погибших, лица, выжившие в теракте, а также сочувствующие. Они возложили к памятнику жертвам террористического акта венки и цветы, зажгли свечи.
В церемонии приняли участие ряд московских чиновников, в частности, префект Юго-Восточного административного округа Владимир Зотов.
В церкви в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", возведенной в память о жертвах трагедии, прошла поминальная служба. Память погибших почтили минутой молчания. В церемонии приняли участие около 200 человек, информирует портал NEWSru.com.
Кроме того, как сообщает "Эхо Москвы", в ходе траурной акции правозащитники раздавали всем желающим диски с фильмом режиссера Андрея Некрасова "Недоверие. Покушение на Россию", где излагается версия о том, что взрыве в Москве и Волгодонске в 1999 году осуществили сотрудники ФСБ.
Отметим, что данный фильм содержит интервью экс-сотрудника ФСБ Михаила Трепашкина, который с начала 2002 года активно сотрудничал с комиссией по расследованию взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году и помогал пострадавшим добиваться доступа к документам по делу о взрывах.
Однако 22 октября 2003 г., за 9 дней до начала суда по взрывам в Москве и Волгодонске, Михаил Трепашкин был арестован. Группа захвата подбросила в его машину сверток с пистолетом, похищенным во время налета боевиков на федеральное учреждение в Чечне.
С момента ареста Трепашкин был признан российскими правозащитниками политзаключенным. По убеждению правозащитников, арест Трепашкина имел своей целью ничто иное как устранение его от данного суда.
Напомним, что по версии Генпрокуратуры РФ, к организации и совершению теракта на улице Гурьянова причастен боевик из Карачаево-Черкесии Ачемез Гочияев, объявленный в международный розыск. Его же обвиняют и в организации взрывов жилых домов на Каширском шоссе в Москве 13 сентября 1999 г. и в Волгодонске 16 сентября 1999 г.
Между тем, по свидетельству Михаила Трепашкина, фото Гочияева появилось в материалах следствия загадочным образом - на месте фоторобота человека, которого Трепашкин опознал как тайного агента ФСБ Владимира Романовича.
Именно обвинения, брошенные в сторону спецслужб России, и стали, по мнению правозащитников, основной причиной фабрикации двух уголовных дел против Михаила Трепашкина и его осуждения.
"Главный эпизод, на который Михаил Трепашкин обращал внимание, - подмена в ходе следствия фоторобота человека, который арендовал подвал во взорванном позднее доме в Москве, на фото Ачемеза Гочияева - возможно, и был ключевым моментом в этом судебном процессе. Но он в суде не исследовался. Когда Трепашкин был устранён из дела, этот момент был "забыт", - отмечает правозащитник Лев Пономарёв, лидер общественного движения "За права человека".
Напомним, что независимым расследованием обстоятельств взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске 1999 года занимается также специально созданная Общественная комиссия, в состав которой входят правозащитники и активисты Международного общества "Мемориал".
В начале июня этого года комиссия объявила, что пока не имеет достаточно оснований, чтобы точно назвать организаторов этих взрывов - ввиду нехватки фактических данных, которые удалось собрать вне официального следствия.
"Если быть добросовестным, то собранная информация, с моей точки зрения, не дает стопроцентных, или с большой долей вероятности, оснований утверждать, что в причастности к взрывам в Москве и Волгодонске можно обвинить конкретных работников конкретных спецслужб. Что совершенно не значит обратного", - заявил, подводя промежуточные итоги работы Общественной комиссии по расследованию взрывов 1999 года, гендиректор Института прав человека и член правления Международного общества "Мемориал" Валентин Гефтер.
Отметим также, что защитой пострадавших при взрывах жилых домов в 1999 г. в Москве на ул. Гурьянова и на Каширском шоссе, в частности оказанием этим лицам общественной поддержки и помощи, занимается Региональная общественная организация содействия защите пострадавших от террористических актов "Норд-Ост", которая предлагает жертвам терактов содействие в защите их прав и законных интересов, психологическую и информационную помощь.
Организация добивается изменения антитеррористического законодательства РФ в сторону большей защищенности пострадавших от терактов. Одной из значимых инициатив РОО "Норд-Ост" стало обращение 23 октября 2005 года к Президенту России с требованием доведения уголовных дел по захвату "Норд-Оста" на Дубровке в Москве, школы в Беслане и по другим терактам до судебного разбирательства.
Справка: взрыв в жилом доме № 19 по улице Гурьянова прогремел в ночь на 9 сентября 1999 года. Тогда погибли 106 человек, еще 933 получили ранения.
Унесшие в целом более трёх сотен человеческих жизней теракты в российских городах в сентябре 1999 года, вызвали шок среди населения страны. Во взрывах были обвинены сепаратисты Чечни, что официально послужило причиной возобновления войны в Чечне. Последовавшие жесткие войсковые операции вызвали быстрый рост популярности малоизвестного до этого Владимира Путина и, в итоге, способствовали его избранию президентом России.