Сегодня - 11 лет со дня Хасавюртовских соглашений

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Ровно 11 лет назад, 31 августа 1996 года, были достигнуты так называемые Хасавюртовские соглашения - совместное заявление представителей РФ и Республики Ичкерии, положившее конец Первой чеченской войне. Сегодня завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов рассуждает о принятом в 1996 году документе.

Вообще август за весь постсоветский период стал для Чечни особым месяцем, считает Маркедонов. "Все знаковые события, определявшие ход новейшей чеченской истории, происходили именно в августе. 22 августа 1991 года Исполнительный комитет ОКЧН (Общенационального конгресса Чеченского народа) [...] выступил с требованием отставки властей тогдашней Чечено-Ингушетии. Тогда официальной причиной подобного рода требований стало обвинение республиканского лидера Доку Завгаева в поддержке ГКЧП". Руслан Хасбулатов, тогдашний исполняющий обязанности председателя Верховного Совета России охарактеризовал действия ОКЧН как "народное восстание против партийно-бюрократической диктатуры". Таким образом, по мнению политолога, именно события августа 1991 года "положили начало институционализации чеченского сепаратизма".

"Спустя 5 лет, - цитирует Маркедонова "Политком.Ру", - в августе 1996 года после политической капитуляции России в Хасавюрте Чечня получила исторический шанс на строительство собственной государственности". При этом в Чечне, как указывает политолог, не оказалось одновременно яркого и легитимного лидера, но, взамен, сформировалась эффективная "федерация полевых командиров".

Маркедонов замечает, что фигуры Дудаева и Масхадова часто рассматривались в то время как едва ли не как "образцы для цивилизованного партнерства" РФ и сепаратистов. Но эти оценки (прежде всего со стороны правозащитных организаций) очень несправедливы, считает эксперт. Скажем, "за время переговоров между российской и чеченской сторонами в 1991-1993 гг. Дудаеву было сделано 11 предложений по выбору модели разграничения полномочий между Москвой и Грозным, но все они были отвергнуты лидером сепаратистов". Масхадов же и вовсе обвиняется политологом в "планировании и организации военного сопротивления федеральной власти" - диверсиях, терактах, военных акциях.

"Более того, - заключает Маркедонов, - чеченские сепаратисты, в отличие от абхазских или южноосетинских, не стремились к удержанию "своей территории", а намеревались "экспортировать" модель "федерации полевых командиров" за пределы "мятежной республики". Таким образом, обоснованность жестких мер Москвы может быть, хотя и с оговорками, принята".

Как известно, подписи под документом соглашения поставили тогдашний начальник штаба чеченских вооруженных формирований Аслан Масхадов и секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь. Итогом договоренности стало прекращение военных действий и вывод федеральных войск из Чечни, а вопрос о статусе территории был отложен на пять лет, до 31 декабря 2001 года. После нападения чеченских сил на Дагестан в 1999 году Российская Федерация в одностороннем порядке расторгла соглашения. Обсуждение целесообразности заключения Хасавюртовских соглашений и их реального политического наполнения продолжается до сих пор.

Автор: