В Краснодарском крае суд удовлетворил жалобу шапсугов на горсуд Сочи

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Слушание дела по жалобам причерноморских шапсугов Ислама Напсо и Харет Тешевой в Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда рассмотрено в пользу заявителей, сообщает корреспондент "Кавказского узла". Они писали в кассации, что, по их мнению, Центральный районный суд города Сочи незаконно и необоснованно приостановил рассмотрение их дела по нарушенным правам коренного малочисленного народа Краснодарского края - шапсугов.

Заседание коллегии по гражданским делам состоялось 28 августа под председательством Александра Струхова и оглашено в присутствии уполномоченного представителя заявителей по данному делу Заурбека Шу. Кассационное определение в адрес Центрального районного суда города Сочи будет направлено по почте.

По словам уполномоченного представителя заявителей, это первая победа в затяжной судебной борьбе. И она лишь промежуточная, заявители добились возобновления рассмотрения дела в том же Центральном районном суде города Сочи.

Как сообщал ранее "Кавказский узел", Ислам Напсо и Харет Тешева направили жалобу в Центральный районный суд города Сочи в октябре прошлого года. Они оспаривали бездействие органа местного самоуправления в отношении коренных жителей Черноморского побережья Кавказа - шапсугов. Через месяц они обратились в вышестоящую судебную инстанцию - коллегию по гражданским делам, поскольку решение первой инстанции их не удовлетворило.

В опротестованном ныне определении Центрального районного суда города Сочи, вынесенном 27 октября 2006 года, федеральный судья Сергей Мартыненко ссылался на то, что в заявлении Ислама Напсо и Харет Тешевой речь идет о праве заявителей на освобождение от уплаты земельного налога. Поэтому им не следует говорить о правах и свободах малочисленного коренного народа в целом.

Но в жалобе, комментировал вслед за этим представитель заявителей, не мог ставиться вопрос только о конкретном земельном участке и налоге на него. Сначала в целом: о правах заявителей - представителей малочисленного народа - на льготы, которые предусмотрены федеральным законом "О гарантиях прав малочисленных народов РФ". И только потом, как об одном из пунктов - об освобождении от уплаты земельного налога.

Первый раз Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда пригласила представителя заявителей на судебное заседание в январе этого года. Однако, по словам собеседника, суда практически не было - потому, что в материалах отсутствовали копии доверенностей представителя заявителей, т. е. Заурбека Шу.

Повторно он был приглашен на два заседания: одно в конце мая по делу Хариет Тешевой, второе в начале июня по делу Ислама Напсо. И здесь коллегия отказала в рассмотрении дела из-за того, что копии тех же доверенностей хоть и были приобщены к делу, но все же оказались перепутаны. Та, что дана от имени Харет Тешевой, была вложена в дело Ислама Напсо, и, соответственно, наоборот.

Для третьего заседания слушания дела судья Сергей Мартыненко, а ответственным за это является именно он, сумел укомплектовать документы правильно.

На заседании уполномоченный представитель вкратце рассказал об истории ведения данного дела и охарактеризовал процесс как судебную волокиту. Что касается существа вопроса, сказал он, то требования заявителей не могут трактоваться как дело только о налогах, потому что заявители ранее обращались и в другие инстанции, в том числе в Городское собрание Сочи. Они призвали депутатов воспользоваться правом законодательной инициативы и решить вопрос причерноморских шапсугов в соответствии с федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ".

Письмо было направлено депутатскому корпусу 25 июля 2006 года, сказал на заседании уполномоченный представитель, но ответа шапсуги до сих пор не получили. И этот факт - молчание депутатов - считает Заурбек Шу, стал для судей Краснодара одним из главных аргументов в принятии решения в пользу заявителей.

На вопрос корреспондента "Кавказского узла", почему, по его мнению, депутаты безмолвствуют, собеседник сказал: "А что они могут ответить? Они, как выяснилось из ответов других чиновников, предоставили своим нормативно-правовым актом, налоговые льготы по землепользованию коренным малочисленным народам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. И теперь все другие инстанции отвечают на запросы шапсугов примерно таким образом: "Вас в списке этих народов нет, а что касается самих прав малых народов, то мы их отразили в своем нормативно-правовом акте".

Но изданным нормативно-правовым актом сочинские депутаты законодательно закрепили тот факт, что данные народы компактно проживают на территории Сочи, ведут традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслов, и совместно живут на этой территории.

"А они, эти малочисленные коренные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, - отметил собеседник, - довольно многочисленны. Но здесь в Сочи они все при деле: обустраивают юрты, пасут оленей, охотятся на тюленей, белых медведей и т. д. И все это на пляжах Черноморского побережья, совсем неподалеку от высот будущего горнолыжного рая".

"Именно так и не иначе, - подчеркнул он. - Ведь с точки зрения законодателей Сочи, Север, особенно, Крайний, располагается на Юге России - в их городе. Восток, в первую очередь, Дальний находится здесь же. Что касается Сибири, то и она базируется не дальше чем на соседней улице. А сам Сочи, руководствуясь географическими установками депутатов, следует искать на самом стыке Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири и Черноморского побережья Западного Кавказа".

По-настоящему "дезориентированным", считает Заурбек Шу, остается малочисленный коренной народ Краснодарского края - шапсуги. "Один-единственный на всех депутатов", - сказал представитель заявителей.

Автор: