Европейский суд: Россия бесчеловечно обращалась с Трепашкиным

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Европейский суд по правам человека правам постановил, что власти России бесчеловечно обращались с экс-подполковником ФСБ Михаилом Трепашкиным, отбывающим четырехлетний срок лишения свободы за разглашение гостайны. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщала Фредерика Бер, исследователь правозащитной организации "Международная амнистия"

Страсбургский суд единогласно признал, что российские власти нарушили статью 3 Европейской конвенции по правам человека (запрет пыток), не обеспечив достойное содержание больного астмой Михаила Трепашкина в период его нахождения с 22 октября до 1 декабря 2003 года в изоляторе временного содержания (ИВС) г. Дмитрова и СИЗО г. Волоколамска Московской области. Суд назначил заявителю компенсацию в размере трёх тысяч евро.

Так, в ИВС ОВД Дмитрова Трепашкин был помещен в камеру № 7 размером около 2 кв. м. Трепашкин так описывал условия содержания в этой камере в своей жалобе: "Завели в камеру, в которой был грязный деревянный пол (лужи черной жидкой грязи), ступить некуда, вши и клопы, жуткая холодина. Мне не дали никакого матраца, ни стула, ни какой-либо бумаги... Деревянное покрытие пола, на котором предстояло отдыхать, все было измазано кровью раздавленных клопов и дерьмом... В камере нет ни стула, ни любого другого места для сидения".

"Все бетонные стены утыканы окурками, спичками, жевательными резинками... Кроме того, все они в паутине, с которой от сквозняка на голову постоянно падали мусор и засохшие клопы. От холода провел на ногах два дня, не мог спать. Потом прилег в углу, одеждой расчистил место и вздремнул. Проснулся минут через 30 минут оттого, что по всему телу ползали клопы, вши... Ни одной прогулки за это время не было. Окно закрыто, я совершенно потерял ориентацию во времени... Умываться можно лишь над унитазом, так как раковина для умывания отсутствует... У меня ухудшилось здоровье. Сильно село зрение из-за того, что я 12 дней нахожусь при тусклом свете, без дневного света", - приводятся в жалобе в Европейский суд слова заключённого, копия которой передана его представителями корреспонденту "Кавказского узла".

В тоже время, суд отказался рассматривать вопрос о незаконности содержания под стражей Трепашкина с 22 октября по 5 ноября 2003 года по ст. 5 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).

"С 31 октября 2003 г., когда было принято решение об освобождении Трепашкина из-под стражи до 5 ноября 2003 г., когда было вновь принято решение об избрании Трепашкину меры пресечения в виде заключения под стражу, он содержался под стражей незаконно, так как в соответствии с принятым 31 октября 2003 г. решением он должен был быть освобожден из-под стражи", - говорится в жалобе Трепашкина.

Европейский суд посчитал, что не вправе говорить о нарушении Россией ст. 5 ЕКПЧ, т. к. судебная система государства уже признала незаконность его ареста в рассматриваемый период и решением суда г. Дмитрова ему была присуждена компенсация в размере 70 тысяч рублей.

"Это только первая жалоба, она не касается справедливости приговора, но только событий осени 2003 года, содержания М. И. Трепашкина в чудовищных условиях СИЗО ОВД города Дмитров. Напомним, что Трепашкин был незаконно арестован 22 октября 2003 года, когда ехал в Дмитров, ему подбросили в машину пистолет. Это произошло за несколько дней до того, как Трепашкина, в качестве представителя потерпевших от теракта на улице Гурьянова в сентябре 1999 г. сестер Морозовых должен был принять участие в суде над Адамом Деккушевым и Юсуфом Крымшамхаловым", - говорится в поступившем на адрес "Кавказского узла" комментарии движения "За права человека" и Общественного комитета в защиту политзаключенного адвоката Михаила Трепашкина сегодняшнего решения Европейского суда.

"Таким образом, Трепашкин был выведен из дела о терактах, а сам суд, по оценке правозащитников, фактически послужил сокрытию правды. Уже потом суды признают незаконность действий в отношении Трепашкина - и его лишения свободы, как лица со специальным статусом (адвоката), и обвинения в хранении оружия", - напоминают правозащитники.

По мнению правозащитников, непризнание Евросудом нарушения ст. 5 ЕКПЧ правительством России вовсе не означает признание им законности ареста Трепашкина. "Просто за время ожидания рассмотрения жалобы Дмитровский городской суд уже признал содержания Трепашкина в СИЗО на тот момент незаконным. Поэтому с формальной точки зрения его права были "восстановлены внутригосударственным правосудием". Но к тому времени Михаила Трепашкина уже обвинили в разглашении гостайны СССР", - заявили движение "За права человека" и Общественный комитет в защиту Трепашкина.

"Это была первая жалоба Трепашкина, поданная 14 ноября 2003 г.. Считается, что она была рассмотрена в приоритетном порядке, хотя с момента принятия решения о приемлемости в сентябре 2005 года прошло уже почти два года", - рассказывает корреспонденту "Кавказского узла" адвокат бывшего следователя КГБ и ФСБ Елена Липцер. Сегодняшнее решение, по её мнению, может упростить задачу восстановления прав её клиента уже через российские суды.

Согласно процедуре выполнения решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), российские власти должны не только выплатить компенсацию, но и полностью восставить справедливость в отношении заявителя и обеспечить отсутствие подобных нарушений прав человека в отношении остальных своих подданных.

"Сами власти вряд ли возбудят расследование о том, кто виноват в преступлениях против Трепашкина. Но, по крайней мере, с таким заявлением, опираясь на решение ЕСПЧ, можно будет обратиться в соответствующие органы. Самое главное, теперь можно сказать, что нарушения прав Трепашкина, о которых мы долго говорили, признаны Европейским судом", - заявила Елена Липцер.

Кроме рассмотренной сегодня в Европейском суде находятся еще две жалобы Михаила Трепашкина. "Вторая была подана 13 марта 2005 года и касается несправедливости приговора: нарушения права на защиту, права на справедливое судебное разбирательство", - поясняет г-жа Липцер.

"Третья жалоба была подана в Страсбург после условно-досрочного освобождения (УДО) моего подзащитного осенью 2005 года. В ней говорится о незаконном месте отбывания наказания - очень далеко от дома в нарушение УПК и о нарушениях закона, связанных с его повторным задержанием. Обе эти жалобы пока не прошли процедуру решения о приемлемости", - добавила адвокат Трепашкина.

Трепашкин был осужден Московским окружным военным судом 19 мая 2004 года за разглашение гостайны. Его приговорили к 4 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении.

Сам Михаил Трепашкин заявил о своем заключении корреспонденту "Кавказского узла": "Мое глубокое мнение, что это, прежде всего, - месть за то, что выступал против нынешнего руководства ФСБ Патрушева. Я считаю, что это тот человек, который не способен обеспечить безопасность граждан нашего государства. Это человек, который по своим нравственным аспектам, если его попросят что-то страшное совершить, он и страшное совершит".

Напомним, что после ухода из органов безопасности Трепашкин занялся адвокатской практикой и работой в Общественной комиссии по расследованию терактов в жилых домах в Москве и Волгодонске в 1999 году. В 1998 году Трепашкин вместе с Александром Литвиненко принял участие в пресс-конференции, на которой обвинил ФСБ в коррупции и организации бессудных казней.

Автор: