Конституционный суд Адыгеи не одобрил намерение изменить Основной закон республики

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Конституционный суд Адыгеи не утвердил изъятие из республиканского Основного закона положения, касающегося запрета формирования общественных организаций, чья деятельность направлена на создание вооруженных формирований, насильственное изменение основ конституционного строя, угрожает целостности республики и государства, подрывает их безопасность, позволяет создавать непредусмотренные Конституциями РА и РФ властные структуры. В этом же пункте 4 статьи 9 Конституции РА содержится также запрет на деятельность общественных организаций, направленных на разжигание социальной, национальной и религиозной розни.

Госсовет - Хасэ запрашивал разрешения Конституционного суда пересмотреть указанные положения. Позиция парламента состояла в том, что указанные признаки деструктивной деятельности уже регулируются федеральным законом "Об общественных организациях" и Гражданским кодексом РФ.

Эта позиция была поддержана Правовым управлением президента Адыгеи, республиканской прокуратурой и Минюстом России в Южном федеральном округе. Этими сторонами было отмечено, что обсуждаемое положение уже отменено или находится в стадии отмены во всех субъектах Юга России. Однако Конституционный суд Адыгеи запрос Госсовета - Хасэ не удовлетворил.

Как пояснила для корреспондента "Кавказского узла" начальник секретариата Конституционного суда Адыгеи, данное решение продиктовано тем, что "содержащаяся в пункте 4 статьи 9 Конституции РА формулировка о целях общественных объединений, наличие которых делает их неконституционными, является предупредительной нормой института недопущения создания и деятельности общественного объединения на территории Республики Адыгея".

Основаниями для данного запрета, по ее словам, являются не отдельные нарушения конституционных норм, а публично правовой характер деятельности общественных объединений. А если в деятельности какой-либо общественной организации такие нарушения имеются, то они влекут ответственность физических лиц, установленную уголовным, гражданским, административным законодательством.

"Республика Адыгея, - отметила она также, - как демократическое правовое государство в составе Российской Федерации провозгласила и взяла на себя обязательство по охране прав и свобод человека и гражданина как высшую ценность, и ее социальной базой является взаимное уважение всех слоев населения, граждан всех национальностей республики".

В целях исполнения данных обязательств Республика Адыгея может установить конституционные институты по защите прав и свобод человека и гражданина, одним из которых и является запрет на создание общественных объединений в характеристике пункта 4 статьи 9 Конституции РА.

"Настоящее заключение, - сказала начальник секретариата Конституционного суда Адыгеи, - направлено президенту Адыгеи, в Госсовет - Хасэ республики, а также в местные официальные печатные органы для обнародования".

Напомним, подобные внесения изменений в Основной закон республики, а также законодательство в целом особенно остро воспринималось национальной интеллигенцией в период с начала 2005 до середины 2006 года, когда существовала угроза статусу республики. Тогда общественные организации "Черкесский конгресс", "Адыгэ Хасэ" и другие в связи с этим регулярно направляли протестные письма в различные инстанции.

Автор: