В Краснодарском крае ограничили цены на хлеб
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Краснодаре подведены итоги уборки зерновых культур. Согласно официальным данным, валовой сбор достиг 6,9 млн. тонн, что превышает прошлогодний показатель на 400 тыс. тонн.
В ситуации роста закупочных цен на зерно администрацией Краснодарского края принимаются меры, ограничивающие цену на «социальный» хлеб на уровне 11 рублей за буханку. Участники рынка считают возникновение хлебного дефицита или резкий взлет цен на хлеб маловероятными, однако прогнозируют попытки хлебопекарных предприятий обойти ценовой запрет. Об этом пишет газета «Коммерсант».
Как сообщил на пресс-конференции в Краснодаре вице-губернатор края по вопросам АПК Николай Дьяченко, урожай зерновых и зернобобовых культур в регионе в текущем году достиг 6,9 млн тонн. Средняя урожайность в крае оказалась выше прошлогодней на 2 центнера и составила 46,1 ц/га (в Ставропольском крае этот показатель составил 34,7 ц/га, в Ростовской области – 20,2 ц/га.). Более 70% валового сбора приходится на продовольственное зерно.
«Цена на хлеб сложились хорошая для производителя – 5,8—5,9 тыс. рублей за тонну зерна четвертого класс, 6,1 тыс. рублей – третий класс, на фуражное зерно – 5,5 тыс. рублей, что выше прошлогодних показателей», – отметил господин Дьяченко. При этом он добавил: «Чтобы рост цен не отразился на потребителях, издано распоряжение губернатора о предельных ценах на хлеб – и по совести, и по экономическому расчету».
Согласно распоряжению главы Краснодарского края Александра Ткачева, органам местного самоуправления рекомендовано создать условия для снабжения населения пшеничным хлебом из муки первого сорта по розничной цене не выше 11 рублей за 1 изделие. Мукомольным предприятиям рекомендовано отпускать хлебозаводам пшеничную муку общего назначения по цене не выше 8,7 тыс. рублей за тонну, хлебопекарным предприятиям установить отпускную цену на хлеб из пшеничной муки не более 10 рублей за единицу продукции, предприятиям торговли применять торговую наценку на хлеб не выше 10 %.
Господин Дьяченко предположил, что установленная крайадминистрацией цена будет держаться до Нового года, «а там ситуация прояснится – стабилизируются цены на зерно, которые пока скачут». По мнению вице-губернатора, в регионе может возникнуть угроза дефицита зерна из-за близости портов: «Рынок есть рынок: если выгоден экспорт – зерно вывезут, и никто этого не запретит», – отметил чиновник. Правда, Дьяченко считает маловероятным резкое наращивание экспорта и возникновение дефицита зерна на внутреннем рынке. Тем не менее, на случай непредвиденных ситуаций в крае создан резерв зерна на полтора-два месяца. «Средства в сумме 240 млн. рублей уже поступили на счет организации, которая будет закупать зерно по цене 5,9—6,1 тыс. рублей за тонну пшеницы продовольственного класса, запас будет храниться на уполномоченных элеваторах за счет бюджетных средств», – отметил Дьяченко.
При этом ситуация дефицита хлеба и хлебобулочной продукции представляется им маловероятной: «Хлеба на Кубани хватит. Все 24 крупные хлебозавода, работающие в крае, сейчас не загружены на полную мощность, – сказала директор краснодарского хлебозавода № 6 Таисия Кулачкина. – В случае даже многократного увеличения спроса пекари смогут обеспечить все потребности региона».
Кулачкина считает, что региональные производители хлеба не пойдут на открытый конфликт с местной властью, увеличивая цены на продукцию, несмотря на то, что распоряжение главы края носит не обязательный, а рекомендательный характер. По ее мнению, пекари могут пытаться обойти запрет на увеличение цены, например, снижая вес буханки с 700 до 500 грамм.
Некоторые эксперты отмечают сложность ситуации с ценой на зерно. «Высокие цены, которые пока держат трейдеры, говорят о том, что компании-экспортеры имеют гораздо более объективный прогноз валового сбора зерна в России, чем оптимистичный вариант, озвученный Минсельхозом России, – считает Петр Светличный, генеральный директор ООО «Кубаньзернопродукт». – Если бы у трейдеров были данные о хорошем урожае в тех регионах, где сейчас идет уборка, пошел бы массовый сброс зерна, цены бы упали. Но пока трейдеры стараются выполнить экспортные контракты любой ценой, закупая зерно за любые деньги, даже в убыток».
Светличный считает, что цены не будут меняться в течение 20—30 дней, затем, скорее всего, пойдут вверх, но не более чем на 10—20%. По мнению эксперта, власти края в ближайшее время не допустят существенного роста цен на хлеб, однако нынешняя ценовая ситуация нанесет удар по животноводству.
Как уже сообщал «Кавказский узел», на прилавках кубанских магазинов социальный хлеб, так называемый «кирпичик», стоит 11 рублей. В других регионах России, этот процесс не был остановлен. В результате, в Астрахани он уже стоит 12 рублей, в Тамбове - 14, а в Москве и Ярославле вообще - 16.
Обращаясь к руководителям хлебозаводов, предпринимателям, посредническим структурам губернатор Кубани Александр Ткачев заявил: «Кто-то захотел погреть руки, подзаработать, создать зерновой ажиотаж. На Кубани мы этого не допустим. Я хочу предупредить всех, что любые попытки нажиться за счет людей мы будем пресекать самых жесточайшим образом».
Для дополнительной стабилизации цены, губернатор принял решение закупить в резервный фонд трехмесячный запас зерна. Этого должно хватить, потому что уже в августе цены на зерно стабилизируются.
Как ранее сообщал «Кавказский узел», в Краснодарском крае создадут резервный фонд с трехмесячным запасом зерна. Это необходимо для того, чтобы сгладить последствия зернового кризиса и регулировать рост цен на хлеб в регионе.
Резервный фонд обеспечит население мукой и хлебом и будет контролировать закупочные цены для хлебозаводов, считает губернатор края Александр Ткачев.
Как уже сообщал "Кавказский узел", по данным департамента сельского хозяйства Краснодарского края, закупочные цены на продовольственную пшеницу 4-го класса на Кубани к середине текущей недели достигли 5,5–5,7 тыс. рублей за тонну. Для сравнения в июле прошлого года средняя закупочная цена колебалась в пределах 3,3–3,5 тыс. рублей. В соседних Ставропольском крае и Ростовской области схожая ситуация. Так, на терминалах Таганрога и Азова зернотрейдеры закупают продовольственную пшеницу по цене 6 тыс. рублей за тонну.
Большинство участников рынка считают причиной роста ценовую истерию, начавшуюся после того, как стало известно о снижении урожая зерна на юге России из-за экстремальной засухи в первой половине июня.
Точкой отсчета стало заявление министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, который выступил с прогнозом по урожаю пшеницы в РФ на этот год - 76 млн тонн, на 2,4 млн тонн ниже прошлогоднего урожая.
По мнению экспертов, увеличение закупочных цен будет продолжаться, что автоматически вызовет рост стоимости муки и хлеба. Уже сейчас, по данным WJ InterAgro, мукомольные заводы отпускают самую ходовую пшеничную муку высшего сорта по цене около 7,5 тыс. рублей за тонну, на 3 тыс. рублей выше, чем в прошлом году.
Как указывают участники рынка, чтобы избежать ненужных в предвыборный год социальных волнений, федеральное правительство может пойти на санкции - в частности, введение ограничений на экспорт зерна. Зернотрейдеры расценивают такой вариант развития событий крайне негативно. "Можно вспомнить, что в 2004 году цена на муку достигала 9,5 тыс рублей, через год она свалилась до 4,5 тыс. рублей за тонну. Так что сегодняшние цены можно назвать неплохими для отрасли. Это нормальный сердечный ритм экономики, и чиновничье вмешательство будет лишь во вред", - убежден Владимир Петриченко.
По прогнозам кубанских чиновников, местные сельхозпроизводители действительно могут получить в текущем сезоне на 50–60% больше прибыли, чем в прошлом.
Единственными, кто может понести потери, как отмечают участники рынка, могут стать предприятия АПК Ростовской области, где засуха уничтожила около 680 тыс. тонн зерновых. По прогнозу донского Минсельхоза, валовой сбор зерновых в Ростовской области сократится по сравнению с прошлым годом на 30–40% - до 4,5 млн. тонн. Как отметил источник в министерстве, ситуацию для областных хозяйств усложняет то, что "ряд страховых компаний повел себя некорректно, найдя причины для отказа в выплате страховок за потерю урожая".
По оценке областного Минсельхоза, прямые убытки предприятий АПК, вызванные низким сбором зерновых в текущем сезоне, могут составить как минимум 2 млрд. рублей.