Восемь лет назад отряды Басаева и Хаттаба вошли в Дагестан

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

7 августа 1999-го года в Ботлихский район Дагестана вошли отряды боевиков под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба. Несколькими днями ранее в Цумадинском районе Дагестана начались вооруженные столкновения между местными радикалами и сотрудниками правоохранительных органов.

Боевые действия в Ботлихском, Цумадинском и ряде других районов Республики Дагестан продолжались весь август. Именно вторжение в Дагестан, как и последовавшие затем взрывы домов в Москве и Волгодонске, были использованы российским руководством для начала новой военной кампании в Чечне.

Большинство жителей Чечни до сих пор убеждены в том, что события августа 1999-го года в Дагестане были заранее спланированной провокацией спецслужб.

"Сегодня практически не говорят о том, что большинство из "напавших на Дагестан чеченцев" были вовсе не жители Чечни, а этнические дагестанцы. Что тогдашние лидеры оппозиции дагестанским властям Хачилаев Алиев, Тагаев, Кебедов и другие призывали чеченцев на помощь. Что помимо Шамиля Басаева и Хаттаба руководство отрядами боевиков осуществляли дагестанские ваххабиты, Абдурахман, например, - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" 58-летний житель Грозного Вадуд Садаев, бывший преподаватель одного из грозненских ВУЗов. - Никто не задается вопросом, кому это все было выгодно, хотя совершенно очевидно, что тогдашним властям ЧРИ это было абсолютно не нужно".

"В этой связи мне вспоминается одно из интервью бывшего премьера правительства России Сергея Степашина. Тогда он говорил, что принципиальное решение о новом вторжении в Чеченскую Республику было принято российским руководством еще в марте 1999-го года, а события в Дагестане только ускорили этот процесс, - рассказывает он. - К тому же российские военные очень жаждали реванша за фактически проигранную в 1996-м году войну на территории республики, и я думаю, что именно они постоянно оказывали давление на Кремль в этом вопросе".

Участие чеченских бойцов в боевых действиях в Ботлихском и других районах Дагестана, тем более тот факт, что этими операциями руководил Шамиль Басаев, было еще в 1999-м году крайне негативно воспринято большинством населения Чечни.

10 августа 1999-го года на пресс-конференции в Грозном президент Чечни Аслан Масхадов заявил: "В Дагестане воюют только дагестанцы... Я официально заявляю, что в Ботлихском районе чеченцы не воюют, хотя несколько заблудших и могут быть там".

"Я считаю, что Шамиль Басаев виновен в том, что дал втянуть себя в эту масштабную провокацию, хотя военные действия в Чечне, вопреки расхожему мнению, начались задолго до событий в Цумадинском и Ботлихском районах Дагестана. Мало кто об этом помнит и знает, но еще в первых числах июля российские военные совершили нападение на пост погранично-таможенной службы ЧРИ, обстреляв его ракетами с вертолетов, а затем захватив несколько километров территории. Это было названо "выравниванием границы", - говорит сотрудник одной из местных правозащитных организаций.

"Руководство ЧРИ заявляло протесты, пыталось выйти на Кремль, постоянно взывало к началу политического диалога, но Москва просто игнорировала все эти попытки. Поэтому говорить о том, что именно действия Басаева стали предлогом для начала второй военной кампании в Чеченской Республике, было бы неправильным. Хотя, я еще раз хочу отметить, что Басаев, на мой взгляд, виновен в том, что позволил себя использовать", - убежден он.

"О том, что рано или поздно в Дагестане могут начаться какие-то события, было известно еще в 1998-м году. Тогда был создан так называемый Конгресс народов Ичкерии и Дагестана (организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена судом - прим. "Кавказского узла"). В его руководство вошли такие личности как Басаев, Удугов, Хачилаев, Рамазанов, Тагаев, поэт Адалло Алиев и другие. "Конгресс" (организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена судом - прим. "Кавказского узла") не скрывал, что намерен установить в Дагестане шариатское правление. Почему российские спецслужбы тогда на это не реагировали? - спрашивает правозащитник. - Понятно, что они отслеживали все это и выжидали. А в нужный момент просто направили ситуацию в нужное для себя русло".

Автор: