Экс-владелец "Русснефти" опроверг свое заявление, что его вынудили продать компанию
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Михаил Гуцериев 1 августа, спустя два дня после своего отказа от контроля над седьмой крупнейшей в России нефтяной компанией и жалоб на "беспрецедентную травлю" со стороны государственных органов, отказался от своих слов и опроверг, что на него оказывалось какое-либо давление с требованием продать компанию.
В заявлении российским новостным агентствам в сухих фразах магнат переиначил обстоятельства, при которых он принял решение продать частную нефтяную компанию ОАО "Русснефть" Олегу Дерипаске, металлургическому магнату с близкими связями с Кремлем.
"Я хотел бы официально пояснить, что решение о продаже компании было принято акционерами без какого-либо давления", — заявил Гуцериев.
Как отмечает The Wall Street Journal (полный текст на InoPressa.ru), Гуцериев добавил, что финансовые условия сделки, сумма которой не разглашается, соответствуют рыночным ценам. Он подчеркнул, что в его уходе нет никакого "политического аспекта".
Несколько месяцев, предшествовавших уходу Гуцериева, Генпрокуратура обвиняла его и его компанию в неуплате налогов и иных нарушениях. Гуцериев эти обвинения отрицает.
В своем первоначальном письме он предсказал, что правовые проблемы "Русснефти" исчезнут вместе с появлением нового владельца, Дерипаски. Вчера же он заявил, что имя нового владельца не окажет никакого влияния на жернова правосудия.
Наблюдатели считают, впрочем, что если на Гуцериева надавили с тем, чтобы он продал компанию, то то же самое могли сделать, чтобы он опроверг это.
Крис Уифер, главный стратег "Альфа-Банка", заявил, что, по его мнению, Гуцериев подвергся давлению. "Если на него не надавили с тем, чтобы он продал компанию, то определенно надавили для того, чтобы он опроверг это", — заявил Уифер.
"Через пять минут после (первоначального) заявления", - сказал Уифер, - Гуцериева должны были вызвать в Кремль для объяснений. В сегодняшней России таких вещей просто не делают".
Как сообщал ранее "Кавказский узел", стало известно, что Гуцериев временно приостанавливает свою предпринимательскую деятельность, выходит из всех бизнес-проектов и намерен заняться научной деятельностью на территории России.
Газета "Ведомости" со ссылкой на свои источники называла схему сделки. По их данным, стороны долго не могли согласовать цену сделки. Гуцериев оценивал 100% Русснефти в $10-15 миллиардов, а Дерипаска — только в $4 миллиарда, они сошлись на $6,5 миллиардов.
Гуцериев получит более $3 миллиардов. Кроме того, покупатель погасит все долги компании Сбербанку и Glencore ($2,8 миллиардов), а также урегулирует вопрос с налоговыми претензиями, сообщила "Газета.Ru".
Напомним, 14 мая стало известно о том, что сотрудники следственного комитета при МВД России предъявили президенту ОАО "НК "Русснефть"" Михаилу Гуцериеву обвинения в незаконном предпринимательстве и уклонении об уплаты налогов.
Обвинения предъявлены также трем топ-менеджерам компании и руководителям входящих в нее структур. Всем им инкриминируется "незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере".
На следующий день в ряде СМИ появилась версия о том, что проблемы Михаила Гуцериева связаны с его политическими и бизнес-проектами на Северном Кавказе.
Так, "Коммерсант" отметил, что впервые отношения с властью у Гуцериева ухудшились во время последних президентских выборов в Ингушетии в 2002 году, на которых он сделал ставку на депутата Госдумы Алихана Амирханова, которого поддерживала команда экс-президента республики Руслана Аушева и который проиграл выборы лояльному Кремлю Мурату Зязикову.
А в прошлом году, как отмечает издание, Гуцериев начал лоббировать идею создания свободной экономической зоны на территории Чечни. И здесь его интересы пересеклись с интересами тогдашнего премьера, а ныне президента Чечни Рамзана Кадырова, который выступал с такой же инициативой.
Именно тогда, по информации издания, Генпрокуратура начала проверки структур, подконтрольных господину Гуцериеву или связанных с ним.
В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" один из местных экспертов высказал мнение, что в последние годы глава нефтяной компании "Русснефть" Михаил Гуцериев не принимал активного участия в политической или экономической жизни Ингушетии и вряд ли мог серьезно влиять на происходящие в республике процессы.
Эксперт назвал беспочвенными предположения СМИ о том, что Гуцериев мог пострадать из-за поддержки оппозиции в Ингушетии или участия в инициативах по созданию в Чечне свободной экономической зоны.