За убийство братьев Мусаевых в Чечне Россия заплатит 130 тыс. евро

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Более 130 тысяч евро заплатит Россия за похищение и убийство жителей чеченского села Гехи Али и Умара Мусаевых, совершённых, предположительно, российскими военными. Такой вердикт огласил сегодня Европейский суд по правам человека.

Как сообщается на интернет-сайте суда, родители убитых Аминат и Аламат Мусаевы, а также же супруга Али, Эльза Зурапова, получат на троих от российских налогоплательщиков 130 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда. Еще 285 евро России необходимо заплатить за судебные расходы и издержки.

Страсбургские судьи единогласно признали нарушение российскими властями ст. 2 (право на жизнь), ст. 5 (незаконный арест) и ст. 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) в отношении Умара и Али Мусаевых, ст. 2 ЕКПЧ в связи с неэффективным расследованием обстоятельств их убийства, ст. 3 (запрет пыток) в отношении Умара Мусаева.

Решение принималось коллегией из семи судей, включая судью из России Анатолия Ковлера. Также в коллегии были представлены юристы из Азербайджана, Австрии, Хорватии, Греции, Люксембурга и Норвегии.

Как сообщал "Кавказский узел", по данным, собранным правозащитными организациями "Хьюман райтс вотч" (ХРВ) и "Мемориал", братья Али и Умар  Мусаевы были задержаны и "пропали" утром 8 августа 2000 года после перестрелки во дворе их дома в с. Гехи Урус-Мартановского района Чечни.

Их отец Аламат Мусаев, наблюдавший перестрелку и задержание сыновей, сообщил представителям ХРВ, что в то утро возвращался домой и в это время к ним во двор забежал незнакомый чеченец. Солдаты, шедшие впереди А. Мусаева, также бросились во двор и открыли огонь.

Когда стрельба прекратилась, Аламат Мусаев подошел к дому и увидел убитого неизвестного и своего младшего сына - живого, но лежавшего на земле со связанными за спиной руками. Позднее сына увезли на БТР. Старшему сыну было приказано на своей машине доехать до местной комендатуры.

Вскоре после задержания сыновей старшие Мусаевы узнали от соседей, что по российскому телевидению прошел сюжет, в котором генерал-лейтенант М. И. Лубенец и генерал-майор Я. Недобитко заявляли о выявлении и ликвидации в Гехи нескольких чеченских полевых командиров и что убитый чеченец, которого при этом показывали, был похож на Умара. Найдя видеозапись передачи, они убедились в том, что на пленке действительно тело их младшего сына, которого они последний раз видели, когда его увозили на БТРе.

Мусаевы искали сыновей больше месяца. Сразу же после задержания Аминат Мусаева, мать молодых людей, отправилась к военному коменданту в Гехи, который, как она утверждает, не захотел разговаривать и отрицал, что ему что-либо известно о задержании её сыновей, хотя у комендатуры мать обнаружила машину Али.

Спустя несколько недель жители Гехи сообщили А. Мусаевой, что пензенским ОМОНом, проводившим операцию, командовал А. Силантьев. Когда мать вышла на него, он в итоге признал задержание братьев Мусаевых, но сказал, что ничего не знает об их дальнейшей судьбе. По словам А. Мусаевой, он утверждал, что в тот же день передал задержанных генералам М. Лубенцу и Я. Недобитко на блокпосту недалеко от села. Он также сказал матери, что думал, что "они" отпустили братьев, добавив, что, "возможно, Ваших детей отправили в Ханкалу".

В сентябре 2000 г. Мусаевы обнаружили тела сыновей в безымянной могиле (в ней было и ещё два человека), местонахождение которой за деньги сообщил им один из офицеров федеральных сил. В ответе ханкалинской военной прокуратуры от 1 ноября говорится, что братьев Мусаевых действительно доставили в ВОВД (временный отдел внутренних дел) Гехи и что "в дальнейшем их следы теряются, так как по книге временно задержанных и в ИВС (изоляторе временного содержания) Урус-Мартановского ВОВД ваши сыновья не числятся".

Автор: