Козак: виновных в трагедии в Беслане могут не наказать

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На встрече с представителями комитета "Матери Беслана" 13 июля полпред в Южном федеральном округе Дмитрий Козак предупредил пострадавших, что виновные в трагедии могут быть не определены.

"Сегодня надо во всем разобраться, расследовать и тогда говорить о виновности. Вы должны быть готовы к тому, что даже по этому масштабному преступлению никто из должностных лиц не будет привлечен к уголовной ответственности", - цитирует сегодня Козака "Новая газета".

Визит полпреда в ЮФО, а также замгенпрокурора Ивана Сыдорука в Нальчик 13 июля произошел в связи с приближающейся третьей годовщиной бесланской трагедии. В преддверии траурной даты представители власти начали проводить профилактическую работу с пострадавшими. Встреча проходила по инициативе полпреда и прокурора. Накануне матерей обзвонил помощник главы республики и предложил им приехать в Нальчик, поставив условие: никого постороннего (имелись в виду представители общественной организации "Голос Беслана") на встрече быть не должно.

"Почти ничего не изменилось в манере расследования уголовного дела по Беслану. Запросы потерпевших игнорировали раньше при Устинове и Колесникове, точно так же игнорируют при Чайке и Сыдоруке. На все их многостраничные ходатайства и жалобы с просьбой ответить по существу приходят стандартные отписки в полторы страницы. На попытки ознакомиться с материалами уголовного дела - упорный отказ с издевательской ссылкой на УПК РФ. Совсем недавно потерпевший Валерий Карлов попытался ознакомиться с повторным допросом водителя-механика танка 325, который неожиданно добровольно изменил свои прежние показания и сообщил следствию правду: танк все-таки стрелял по столовой днем 3 сентября 2004 года. Следователи немедленно засекретили эти показания и взяли подписку о неразглашении с остальных членов экипажа, о чем Карлову сообщил командир экипажа танка Абуладзе", - пишет "Новая газета".

Потерпевшим упорно отказывают в допросе сотрудников ФСБ и в истребовании видеоархива ЦСН ФСБ РФ с записью штурма 3 сентября 2004 года. Сначала, правда, следователь Солженицын удовлетворил это ходатайство, за что получил проблемы с начальством. Потом следователь Рамонов прямо заявил потерпевшим, что ничего требовать у ФСБ нельзя, так как "ФСБ - это основа государства". Не ответил на прямой вопрос Валерия Карлова: "Вы будете запрашивать видеоархив ФСБ от 1-3 сентября 2004 года или нет?" и замгенпрокурора Сыдорук. И только когда вопрос прозвучал в пятый или шестой раз на этой встрече в Нальчике, Сыдорук вынужден был неохотно признаться в своем прокурорском бессилии: "Если запросить данные у ФСБ, то придется в соответствии с законом засекретить их".

Но главное, что волнует бесланцев, пишет газета, - это молчание прокуратуры по поводу доклада Юрия Савельева, в котором ученый исследовал и обосновал причины первых взрывов в спортзале школы и последствия использования во время штурма спецназом ЦСН ФСБ огнеметов, гранатометов, танков.

"Десять месяцев официальное следствие пытается опровергнуть доклад Савельева с помощью разнообразных экспертиз (даже построили и, возможно, уже обстреляли из гранатометов на одном из подмосковных полигонов макет стены спортзала первой школы). Увы! Титанические усилия по проверке математических расчетов ученого Савельева пока никаких внятных результатов, приемлемых для следствия, не принесли", отмечает издание.

На вопросы бесланцев раздраженный Сыдорук назвал доклад Савельева "политическим", но потом попытался отречься от своих слов: "Я сказал, что все ходатайства, которые поступали, в том числе и ходатайства Савельева, рассматривались в полном объеме. Я такого не говорил - "политический"... Какая политика?", - цитирует замгенпрокурора "Новая газета".

Между тем, почти всю встречу Дмитрий Козак предпочитал молчать и слушать: и претензии бесланцев и доводы прокуроров. В который раз Козак смягчил конфликт между сторонами, пожурив прокуроров: "Иван Иванович, то, что касается, что надо следователям и тем, кто за этим надзирает, дать соответствующую взбучку, чтобы они давали ответ не из двух строчек, а как это положено, аргументировано и обоснованно и т.д., это надо сделать".

Издание отмечает, что большинство полпредовских реплик все-таки сводились к следующему: "...Вот вы говорите, что кто-то должен ответить за то, что произошло. Может сложиться такая ситуация, что никого из должностных лиц не удастся привлечь к уголовной ответственности. Может и так случиться. На сегодняшний день, пока нет внутренней убежденности следователя в вине кого-либо, он не может возбудить против него уголовное дело. В стране ежегодно совершается 2,5 миллиона преступлений. Конечно, не таких, разных, но чтобы по каждому из преступлений, маленькому или большому, был обвинен в непредотвращении сержант или генерал, - это неправильно. Сегодня надо во всем разобраться, расследовать и тогда говорить о виновности. Вы должны быть готовы к тому, что даже по этому масштабному преступлению никто из должностных лиц не будет привлечен к уголовной ответственности".

В ответ на позицию власти Сусанна Дудиева, председатель комитета "Матери Беслана", сказала: "Нам тогда только одно остается - идти по пути Калоева". Напомним, Виталий Калоев, потерявший в катастрофе над Баденским озером всю семью, устроил самосуд над авиадиспетчером, повинным в трагедии.

Как сообщал ранее "Кавказский узел", еще в марте прошлого года начался процесс над бывшими начальником Правобережного РОВД Мирославом Айдаровым и двумя его заместителями Гурамом Дряевым и Таймуразом Муртазовым. С тех пор в суде были оглашены свидетельские показания потерпевших, сотрудников РОВД и ряда представителей республиканского МВД, что, по словам бесланцев, позволило выявить новые обстоятельства, повлекшие массовый захват заложников.

Обвиняемые и их адвокаты подали ходатайство с просьбой прекратить это уголовное дело, поскольку его фигуранты подпадают под принятое 22 сентября 2006 года постановление Госдумы РФ "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористической операции в Южном федеральном округе" (контртеррористическая операция проводилась в Беслане в период с 1 по 5 сентября 2004 года).

"Матери Беслана" заявили, что не согласны с амнистией для руководителей РОВД Беслана (Северная Осетия). Пострадавшие считают, что судебные разбирательства должны быть завершены, и вина каждого подсудимого должна быть доказана. Из бесланской трагедии должны быть извлечены уроки, говорят представители комитета.

Кроме того, потерпевшие не раз выражали опасения, что в случае удовлетворения судом ходатайства милиционеров Правобережного РОВД об амнистии, наверняка, "развалится" и аналогичное уголовное дело по обвинению руководителей Малгобекского РОВД Мухажира Евлоева и его заместителя Ахмеда Котиева, на вверенной территории которых беспрепятственно собиралась группировка, захватившая школу в Беслане.

Напомним: в сентябре 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслан. В результате теракта погибли 186 детей и 145 взрослых, ранения получили 728 бесланцев и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников. 31 боевик был убит, один из захвативших школу позднее предстал перед судом.

Автор: