Южная Осетия: указ президента Грузии не может иметь международных последствий
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Южной Осетии убеждены, что указ президента Грузии Михаила Саакашвили не может иметь международных юридических последствий.
«Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года не позволяет Грузии в одностороннем порядке расторгнуть Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и в возвращении беженцев от 23 декабря 2000 года, а указ М. Саакашвили об одностороннем выходе Грузии из этого Соглашения является нарушением норм международного права и не может иметь международных юридических последствий», - убеждены в Южной Осетии.
Министерство иностранных дел РЮО заявило, что расценивает «грузинский демарш как демонстративное игнорирование Грузией принятых норм международных отношений и правовых процедур, предусмотренных для выхода из межгосударственных соглашений, как очередной недружественный шаг в отношении Республики Южная Осетия и очевидное свидетельство неспособности официального Тбилиси выполнять взятые на себя обязательства, подтверждающее серьезные сомнения в состоятельности Грузии как государства».
«Грузинское руководство, нацеленное на дальнейшее обострение грузино-осетинского конфликта, планомерно нагнетает напряженность в грузино-осетинских отношениях, пытаясь создать новые препятствия для реализации проектов по реабилитации экономики Южной Осетии, разрушенной в результате военной агрессии Грузии в 1989-1992 гг., и процессу возвращения беженцев, осуществляемых Российской Федерацией в одностороннем порядке», - также отметил МИД РЮО, выразив надежду «на продолжение реализации проектов, осуществляемых Российской Федерацией в рамках этого соглашения и имеющих для Республики Южная Осетия жизненно важное значение».
Заместитель председателя правительства РЮО, сопредседатель Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта Борис Чочиев, отметив, что "указ Саакашвили противоречит всем межгосударственным и правовым нормам», заявил, что «подобные действия Грузии в очередной раз подтверждают, что она несостоявшееся государство».
Он аргументировал свое мнение тем, что «в одностороннем порядке международные соглашения не прекращаются. Для этого существует определенная международная процедура. Поэтому, Россия продолжит выполнение взятых на себя, обязательств. Учитывая, что Грузия подобным образом относится к соглашениям, подписанным с РФ, у России есть возможность пересмотреть вопрос признания территориальной целостности Грузии».
В Едином пресс-центре РЮО пояснили, что «указ президента Грузии Михаила Саакашвили является внутренним нормативным актом Грузии, а Соглашение правительствами России и Грузии является международным договором. В тех случаях, когда внутренние нормативные акты вступают в противоречие с международными договорами, то выполняются международные договора. В соответствии с Венской конвенцией, «участник (международного договора - корр.) не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора» (статья 27).
«Помимо этого, - отметили в Едином пресс-центре, - Договор, который не содержит положений о его прекращении и который не предусматривает денонсации или выхода из него, не подлежит денонсации и выход из него не допускается, если только не установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации или выхода; или характер договора не подразумевает права денонсации или выхода. К тому же, участник уведомляет не менее чем за двенадцать месяцев о своем намерении денонсировать договор или выйти из него (статья 56)».
«Таким образом, - подчеркивается в ответе ЕПЦ, - учитывая, что в тексте Межправительственного соглашения не предусмотрена возможность его денонсации, а также не усматривается, что участники намеревались допустить такую возможность, упомянутое соглашение денонсации не подлежит. К тому же, Грузия не уведомила в указанный в конвенции срок о своем намерении денонсировать договор или выйти из него, а сообщила об этом на третий месяц после подписания указа Саакашвили».
На замечание собственного корреспондента «Кавказского узла», что в Венской конвенции упоминается слово «договор», в то время как документ, о денонсации которого заявила Грузия, называется «Соглашением...», в Едином пресс-центре ответили: «Согласно статье 1 Венской конвенции о праве международных договоров, «для целей настоящей Конвенции "договор" означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».
Примечание редакции: см. также новость "Саакашвили разорвал договор с Россией о помощи Южной Осетии".