Попов: Грузия понимает необходимость возобновления переговоров в формате СКК

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

15 лет назад, 14 июля 1992 года в зону грузино-осетинского конфликта были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ). Благодаря миротворцам удалось остановить кровопролитие между грузинским и осетинским народами. Согласно Дагомысскому соглашению от 1992 года, ССПМ приданы Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта для поддержания мира и порядка. О значении миротворческой операции, перспективах переговорного процесса в рамках СКК в интервью корреспонденту "Кавказского узла" рассказывает посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ, сопредседатель СКК от России Юрий Попов.

- Военное командование в Москве, которое руководит, в том числе и деятельностью нашего миротворческого контингента, оценивает результаты работы ССПМ, как в высшей степени успешные. Главное, что заслуживает уважения и высокой оценки это то, что за 15 лет деятельности ССПМ в зоне конфликта практически не было широкомасштабных военных действий, по крайней мере, до 2004 года. И все это благодаря наличию и самоотверженной работе наших миротворцев в зоне конфликта. Я не имею в ввиду только российских миротворцев - ССПМ это многонациональный контингент. Именно присутствие здесь полутора тысяч миротворцев из России, Осетии, Грузии способствует сохранению мира на этой земле. Я думаю, они должны оставаться здесь столько сколько потребуется. Заканчивать эту операцию можно будет тогда, когда мы все будем уверены, что войны здесь не будет, и население будет жить в мире, стабильности и спокойствии.

- Господин Попов, как Вы расцениваете тот факт, что грузинская сторона отказалась участвовать в праздничных мероприятиях посвященных 15-летию ввода миротворческих сил в зону грузино-осетинского конфликта?

- Это досадное решение грузинской стороны. Я разговаривал по этому поводу с генералом Курашвили (М. Курашвили - старший воинский начальник грузинского батальона ССПМ), с сопредседателем СКК от Грузии Мерабом Антадзе. Высказывалось пожелание, что грузинской стороне целесообразно было бы участвовать в этих торжествах, потому что это не только наш праздник, но и грузинской стороны, учитывая их  активное участие в составе ССПМ.

Но, видимо, было принято политическое решение по непонятным для меня причинам. Мне было сказано, что ни грузинский сопредседатель СКК, ни грузинский миротворческий контингент в этом мероприятии участвовать не будут. Я не стал интересоваться причинами, но, думаю, это не было конструктивным решением.

Как посредники в урегулировании грузино-осетинского конфликта мы, представители России, пристально наблюдаем за действиями сторон в конфликте.

Политика, которую ведут наши грузинские партнеры, представляется, мягко говоря, сомнительной. Шаги, которые они предпринимают, не мотивированы реальной необходимостью. В частности, я имею в виду выставление незаконных постов, строительство фортификационных сооружений. Все это добавляет только нервозность в общую военно-политическую ситуацию.

Мы призываем юго-осетинскую сторону реагировать на эти действия сдержанно, не поддаваться на линию грузинской стороны, которая иногда бывает провокационной. Надеюсь, что эти действия грузинской стороны не повлекут за собой печальных последствий.

- Вы возглавляете российскую часть СКК около полутора лет. Какие положительные и отрицательные моменты Вы могли бы выделить в своей работе?

- Главное, что можно оценить положительно - это то, что за полтора года моей работы здесь не было широкомасштабных рецидивов военных действий, были перестрелки, были столкновения, но большого кровопролития не было. Это уже само по себе радует.

Что касается негатива, то главный негатив, который бы я здесь мог выделить, это то, что с августа прошлого года практически не работает Смешанная контрольная Комиссия. Я не буду вдаваться в причины, мы об этом неоднократно заявляли, но, начиная с 51-го пленарного заседания СКК в Москве, которое так и не удалось завершить из-за деструктивной линии грузинской стороны, СКК так и не заработало в полной мере.

Сейчас обнадеживает то, что грузинская сторона приходит к пониманию необходимости возобновления работы в этом формате. Мы сейчас на уровне сопредседателей, в том числе с участием Мераба Антадзе вырабатываем оптимальный алгоритм полноформатного продолжения работы нашей комиссии.

- В последнее время ведется много дискуссий вокруг "прецедента Косово". Каково Ваше отношение к данной проблеме? Можно ли говорить об универсальности или исключительности признания независимости этого края, если это все же произойдет?

- Давайте посмотрим, как будут развиваться события вокруг Косово. Пока никто конкретно не прогнозирует, какие решения по Косово будут приниматься. Мы будем выстраивать свою линию в отношении замороженных конфликтов на пространстве СНГ, исходя из того, как станут развиваться события. Никто пока не может точно сказать, как конкретно эта линия будет выстраиваться, но естественно Косовский прецедент будет учитываться.

Автор: