Ситуация с водоснабжением в зоне конфликта: взаимные обвинения властей Грузии и Южной Осетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Баталии вокруг того, кто и кому перекрыл водоснабжение в зоне грузино-осетинского конфликта, ведутся уже более месяца. Между тем, в "разборках" властей страдает население Южной Осетии.
Подача воды городу Цхинвали, а также грузинским селам Лиахвского ущелья была прекращена с 30 мая. Водопровод был перекрыт в Джавском районе, который контролируется властями Южной Осетии.
Взаимные обвинения со стороны Эдуарда Кокойты и Дмитрия Санакоева по поводу того, кто, кому и за что перекрыл воду, не уступают друг другу в резкости и абсурдности.
По словам Кокойты, обезвоженный в мае Цхинвали - результат "деятельности" грузинских властей, которые умышленно повредили водные коммуникации, проходящие через грузинские села. С просьбой о содействии в решении этого вопроса Кокойты, обращается к послу Российской Федерации в Грузии Вячеславу Коваленко.
"Если сотрудники югоосетинского водоканала не будут допущены к ремонтным работам, мы будем вынуждены оставить без воды грузинские села, поскольку водоканалы к ним проходят через осетинскую территорию", - резюмирует Кокойты.
Между тем, в прекращении подачи воды населению Цхинвали глава временной администрации Южной Осетии Дмитрий Санакоев обвиняет никого иного, как самого президента непризнанной республики Эдуарда Кокойты.
По словам Санакоева, Тирипонский канал, по которому поливочная вода через Цхинвали поступает в направлении грузинского села Никози, перекрыт именно по указу Кокойты. Несмотря на это жители грузинских сел Южной Осетии не испытывают особых проблем с водой, так как в селах ущелья Большой Лиахви, население пользуется родниковой водой и водой из колодцев.
"Что же касается цхинвальцев, то страдают они исключительно из-за абсурдных и нелогичных шагов Кокойты. А повреждения на участке водовода Тамарашени-Кехви мы отремонтируем самостоятельно и для этого нам не нужна помощь цхинвальских властей",- отмечает Дмитрий Санакоев
Это заявление Санакоева в непризнанной республике расшифровали как запрет проведения ремонтных работ осетинскими специалистами. Глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев утверждает, что грузинская сторона не дает ремонтникам восстановить подачу питьевой воды в Цхинвали. Тоже самое говорится в сообщении объединенного штаба Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта.
Командующий Смешанными силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта генерал-майор Марат Кулахметов заявляет, что подача воды по водоводу, проходящему через Ванати, была прекращена грузинской стороной.
В письме Кулахметова сопредседателям Смешанной контрольной комиссии по грузино-осетинскому урегулированию и главе миссии ОБСЕ в Грузии Рою Риву говорится, что "3 июня 2007 года группой мониторинга в составе наблюдателей от грузинской, российской, осетинской сторон и представителей миссии ОБСЕ был проведен мониторинг по факту отсутствия воды в водоводе, проходящем через грузинский населенный пункт Ванати".
По данным Кулахметова, "в результате мониторинга установлено, что подача воды была прекращена грузинской стороной 2 июня 2007 года. По заявлению грузинской стороны это сделано с целью проведения восстановительных работ. Сроки окончания ремонтных работ не указаны".
В то же время грузинская сторона со ссылкой на рапорт от 1 июня 2007 года по маршруту Цхинвали — Хеити — Цхинвали той же группы мониторинга, приводит заключение главного инженера Д.Джусоева. Согласно его заключению, "прорыв трубы возник в результате поломки одной из опор", что "способствовало срыву трубы с основной опоры" и "расхождению сварочных швов в месте стыка труб". Группа мониторинга пришла к выводу, что "человеческий фактор в прорыве трубопровода в данном месте отсутствует".
На заключения международной мониторинговой группы ссылается и госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Мераб Антадзе. По его словам, мониторинг показал, что воду перекрыла не грузинская сторона. "Проблема - в Джавском районе", - отмечает Антадзе.
И вновь Санакоев обвиняет режим Кокойты. На этот раз в намеренном манипулировании общественным мнением. Как говорит Санакоев, Кокойты пытается ввести в заблуждение группу мониторинга для того, чтобы получить повод обвинять Тбилиси в перекрытии воды.
По его словам, во время работы группы мониторинга в селах Большой Лиахви уровень воды в трубах был высок. Однако после ухода мониторинговой группы уровень воды резко снизился.
Подача воды в Цхинвальском регионе возобновилась 7 июня "по настоятельному требованию грузинской стороны". Но, несмотря на это, вода для орошения земель не поступала в пять грузинских сел. Как выяснилось позже, водопровод оказался залит бетоном.
Никози — одно из тех сел, жителям которого пришлось очищать оросительный канал от бетонной "заливки" собственными силами.
По словам жителя Никози Николая Мчедлидзе, власти Южной Осетии не мешают в проведении работ по очистке канала Гуджабаури, но и не помогают. "Канал полностью заполнен бетоном, руками очистить это невозможно. Нужна специальная техника", - говорит он.
Но именно с техникой и связаны самые большие проблемы. До сих пор не удалось достичь договоренности о ее введении в село Никози.
В связи с этим, грузинская сторона заявляет, что полноценное восстановление системы водоснабжения в Цхинвальском регионе не входит в интересы властей Южной Осетии.
Между тем, аппарат госминистра Грузии по вопросам урегулирования конфликтов распространяет сообщение о том, что власти Южной Осетии вновь перекрыли Кехвский и Салтвиский каналы. Кроме того, ситуация с питьевой водой ухудшилась после аварии, произошедшей у села Жомаги в Джавском районе.