Челышева: Россия обвиняет Евросуд в возбуждении "вражды"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сотрудники Общества российско-чеченской дружбы получили из Страсбурга Меморандум Российской Федерации по жалобе в Европейский суд, которая касается обвинительного приговора в отношении нижегородского правозащитника Станислава Дмитриевского. По мнению одной из руководителей ОРЧД Оксаны Челышевой, Россия фактически обвиняет Евросуд в "возбуждении ненависти".
Как пишет "Новая газета", к 4 мая этого года Россия должна была ответить на ряд простых вопросов:
1. Было ли осуждение Дмитриевского законным с точки зрения внутреннего законодательства и соответствовало ли оно Европейской Конвенции?
2. Преследовало ли осуждение Дмитриевского законные цели?
3. Было ли оно необходимым в демократическом обществе?
4. Соответствует ли судебный процесс над Дмитриевским критериям справедливого судебного разбирательства, предусмотренного Конвенцией?
Российская Федерация в лице ее нового представителя в Европейском Суде госпожи Милинчук ответила суду следующим образом:
"Власти Российской Федерации категорически возражают против практики изложения Секретариатом Европейского Суда по правам человека под видом установленных фактов различных агитационных материалов, автором которых является лицо, в отношении которого в Российской Федерации выдвинуты обвинения в совершении ряда тяжких преступлений, и считают недопустимым использование возможностей Суда в целях возбуждения ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Именно таким образом российские власти расценивают тиражирование Секретариатом Европейского Суда так называемых "обращений", сделанных от имени А. Закаева и А. Масхадова и ранее опубликованных в газете "Право-защита", возглавлявшейся С.М. Дмитриевским. Власти Российской Федерации настаивают на исключении указанных выше "обращений", приведенных Секретариатом в п.п.1-2 раздела А "Обстоятельства дела", из материалов, подлежащих рассмотрению Европейским Судом по правам человека в связи с жалобой С.М. Дмитриевского".
По словам Оксаны Челышевой, "российские власти прямо обвиняют Суд в возбуждении "вражды", дословно вторя статье 282 российского Уголовного Кодекса".
"Госпожа Милинчук абсолютно безапелляционно нарушает все основы юридической и деловой этики, не стесняя себя открытым неуважением к Суду", - пишет Челышева на страницах "Новой".
При этом утверждение властей РФ о том, что Секретариат Европейского суда по правам человека "под видом установленных фактов" излагает "различные агитационные материалы", не соответствует действительности, считает правозащитница.
"Европейский суд вообще не затрагивал вопроса достоверности фактов, изложенных в опубликованных обращениях. Он лишь констатировал их опубликование. Этот факт не оспаривается ни Российской Федерацией, ни Дмитриевским. Более того, он был установлен российским судом и положен им в основу приговора", - утверждает сотрудница ликвидированного ОРЧД.
Как утверждает правозащитница, если даже предположить, что в опубликованных Дмитриевским обращениях действительно усматриваются признаки форм вражды в формулировке статьи 282 Уголовного Кодекса, то их включение в раздел "Изложение фактов" никак не является "тиражированием". Документы, разработанные Секретариатом Суда, носят процессуальный характер. Они предназначены для Суда и сторон судебного процесса, то есть для узкого круга заинтересованных лиц.
"Если продолжить следовать логике госпожи Милинчук, то с таким же успехом в тиражировании данных обращений можно было бы обвинить и Российскую Федерацию: именно ее органы прокуратуры включили тексты заявлений Масхадова и Закаева в материалы уголовного дела в отношении Дмитриевского. По ходатайству Государственного обвинителя тексты обращений были оглашены в ходе судебных слушаний в Советском районном суде г. Нижнего Новгорода при большом стечении публики и представителей прессы. Более того, государственный обвинитель Маслова читала именно эти тексты с таким вдохновением и выражением, что сорвала аплодисменты публики", - сообщает соратница известного нижегородского правозащитника Станислава Дмитриевского.
Протестует правозащитница и против просьбы властей Российской Федерации исключить обращения "из материалов, подлежащих рассмотрению Европейским судом по правам человека".
"Ее можно сравнить с требованием исключить труп из числа доказательств по уголовному делу об убийстве. Если убрать главную улику по уголовному делу в отношении Дмитриевского из материалов Суда, то его рассмотрение в Страсбурге становится невозможным. А ведь на подходе еще одна жалоба, которая касается уже ликвидации ОРЧД как российской организации под предлогом "борьбы с экстремизмом", - заявляет активистка российского правозащитного движения.
ОРЧД стала первой организацией, ликвидированной судом после вступления в силу закона «Об общественных объединениях и организациях». Суд Нижегородской области 13 октября 2006 года удовлетворил иск Федеральной регистрационной службы о прекращении деятельности организации из-за многочисленных нарушений закона.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", Верховный суд России подтвердил 23 января 2007 года законность решения Нижегородского областного суда о ликвидации межрегиональной общественной организации "Общество российско-чеченской дружбы" (ОРЧД).
13 октября прошлого года Нижегородский областной суд принял решение о ликвидации правозащитного Общества российско-чеченской дружбы. После этого общество обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд России.
В числе оснований, в связи с которыми ликвидировано ОРЧД - непогашенная судимость его исполнительного директора Станислава Дмитриевского по "экстремистской" статье в совокупности с тем, что организация публично не отмежевалась от его деятельности, и что он до сих пор является ее руководителем и одним из соучредителей. Правовым источником причины закрытия называется новая редакция закона "Об общественных объединениях", ставшая в начале 2006 года объектом острой критики со стороны международного сообщества и российских неправительственных организаций.
3 февраля 2005 г. Дмитриевский был приговорен к двум годам лишения свободы условно за публикацию в газете "Право-защита" обращений лидеров непризнанной Чеченской республики Ичкерия Аслана Масхадова и Ахмеда Закаева. Крупные российские и международные правозащитные организации единодушно оценили этот приговор как несправедливый и политически мотивированный. В июне 2006 года возглавляемое Дмитриевским Русско-чеченское информационное агентство получило в Гамбурге премию им. Герда Буцериуса "Свободная пресса Восточной Европы - 2006", а в июле Дмитриевскому и его ближайшей коллеге Оксане Челышевой была вручена в Лондоне специальная награда "Международной амнистии" за правозащитную журналистику в условиях опасности.
После своего осуждения Станислав Дмитриевский направил в Европейский суд жалобу, в которой он просит признать нарушение его прав, предусмотренных ст. 10 ("свобода выражения мнений"), ст. 6 ("справедливое судебное разбирательство") и ст. 12 ("эффективное расследование") Европейской конвенции по правам человека.