Южная Осетия призывает Грузию к переговорам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Глава Южной Осетии Эдуард Кокойты призывает власти Грузии сесть за стол переговоров и снять напряженность.
"Нужно сесть за стол переговоров и договариваться, чтобы снять напряженность", - заявил сегодня журналистам Кокойты.
В последние дни ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта остается стабильно напряженной. Участились обстрелы Цхинвала, в результате которых есть раненные и погибшие, перекрываются дороги, сообщается о задержании автобусов с мирными гражданами.
Сегодня вновь обострилась ситуация у села Цунар, откуда осетинская сторона планирует построить объездную дорогу к осетинскому же селу Мугут - в обход грузинских населенных пунктов.
Касаясь строительства объездных дорог, Эдуард Кокойты отметил: "Мы сейчас вынуждены строить несколько объездных дорог из-за агрессивной и неконструктивной политики грузинской стороны".
Жительница села Цунар Евелина Кисиева в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" отметила, что дорога в Мугут через с. Авневи, уже небезопасна.
"Там теперь выставлен грузинский пост. Ехать через это село уже небезопасно. Автобусы, постоянно останавливались грузинскими полицейскими, если в автобусе были молодые парни, то их заставляли выходить, хотели непонятно куда забрать. Опасаясь за жизнь своих детей, я перестала разрешать им ездить сюда", - говорит Евелина Кисиева.
Стоит отметить, что строительство дорог в зоне грузино-осетинского конфликта, в отличие от строительства фортификационных сооружений, которые возводят вооруженные силы Грузии в районе н.п. Авневи, н.п. Двани и н.п. Эргнети, никем не запрещено. Однако 15 июня 2007 года стороны уже из-за этого оказались на грани начала открытого вооруженного противостояния. Тогда напряженность удалось снять. Были достигнуты договоренности, что до особого соглашения по этому вопросу в рамках Смешанной Контрольной Комиссии (СКК) строительство объездных дорог будет приостановлено.
27 июня Грузия в одностороннем порядке нарушила это соглашение. После непосредственного вмешательства Командующего Смешанными Силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта Марата Кулахметова дорожные работы были прекращены. Но на следующий день, 28 июня к посту миротворческих сил, выставленному командованием ССПМ для контроля за невозобновлением работ грузинской стороной, были подвезены на трех автобусах около сотни гражданских людей, которые забросали миротворцев цветными красками и вынудили их уйти с поста.
Грузины возобновили дорожные работы. Когда же в свою очередь юго-осетинская сторона приступила к строительству дороги Мугут-Цунар, грузинская сторона заявила, что будет стрелять в дорожников.
Министр внутренних дел Южной Осетии Михаил Миндзаев считает, что дорогу могут строить и грузины, и осетины. "В той точке, где они пересекаются, я предлагал грузинской стороне выставить совместный полицейско-милицейский пост. Грузины на это не пошли. Вместо этого они строят дорогу, а мы, осетины на это права, якобы, не имеем" - сказал Миндзаев.
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" источник в правоохранительных органах Южной Осетии, есть еще одна объездная дорога, связывающая грузинские села Никози и Авневи. "По ней передвигается мирное население. Та дорога, которая строится грузинами сейчас, скорее всего, будет использоваться для переброски в зону конфликта военной техники. Судя по тому, какие работы на ней ведутся, и как ради возобновления этих работ старается грузинская сторона - они готовы пойти даже на убийство, дорога эта имеет стратегическое значение для Тбилиси. И здесь отнюдь не гуманитарный интерес" - уверен источник.
Население в этом районе напугано возможными военными действиями. Вынужденная переселенная из внутренних районов Грузии во время эскалации грузино-осетинского конфликта в 2004 году Тамара Плиева говорит: "Конечно, мы боимся. За себя боимся, за своих детей, за родных, близких. Детей жалко, жалко, что их молодость омрачена. Из Кахетии нас вынудили уехать только за то, что мы осетины. Куда нам бежать отсюда? Да и до каких пор нам бегать от грузин?".
Ранее подобные вопросы решались в формате переговорного процесса в рамках СКК, однако с июня прошлого года, после встречи в Москве, не было проведено ни одного полноформатного заседания СКК. Переговорный процесс между сторонами заморожен, в результате страдают мирные жители зоны конфликта.
Как уже сообщал "Кавказский узел", в зоне конфликта Грузии и Южной Осетии 30 июня произошли вооруженные столкновения. Мониторинг в составе наблюдателей от трех сторон и представителей миссии ОБСЕ инициатора стрельбы не выявил.