Ганнушкина: «дело Батукаева», похоже, сфабриковано
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правозащитница Светлана Ганнушкина не верит в обоснованность обвинений молодых чеченцев в подготовке теракта на майские праздники в Москве. Об этом Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие» и член Совета Правозащитного центра «Мемориал», - заявила в интервью корреспонденту «Кавказского узла».
«По моему впечатлению - обвинение ложное. Очередная фальшивка, которая организуется ФСБ. Я не могу утверждать, что это так - понятно, я не проводила следствие. Но, например, при обыске в московской квартире Батукаевых ничего предосудительного не изъяли. Если там был штаб террористов, то не могли там ничего не найти», - говорит Ганнушкина.
«Мы знаем описание того, как проходило судебное заседание по избранию меры пресечения Умару Батукаеву и Руслану Мусаеву, когда задержанных привезли в суд в невменяемом состоянии, чем-то «накачав»», - вспоминает собеседница. По её мнению, данное уголовное дело начинает напоминать знаменитое дело Зары Муртазалиевой, в фабрикации которого правозащитники не сомневаются.
31 мая Светлана Ганнушкина во время посещения Чечни совместно с председателем Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, членом которого она является, встречалась в здании Чеченского госуниверситета (ЧГУ) в Грозном с дядей Умара Батукаева. Профессор ЧГУ уверял московскую правозащитницу в невиновности своего племянника.
«В парламенте Чечни тоже говорят что семья Батукаевых - всеми уважаемая, совершенно мирная семья. Депутаты обратились с письмом к властям России с просьбой защитить этого молодого человека. Там говорится, что семья Батукаевых работает на благо Чечни, настроена политически совершенно иным образом, не только к боевым действиям, но и к сепаратизму не имела отношения. Это ясно: ведь, не воевать пошли, а в Москву уехали. Это дело вызывает большие сомнения», - сказала г-жа Ганнушкина.
Как сообщал сегодня "Кавказский узел", ФСБ официально предъявила обвинение двум фигурантам по делу о подготовке теракта в Москве в преддверие Дня Победы Умару Батукаеву и Руслану Мусаеву.
"Обвинение предъявили в последний день без моего участия, я не знаю по каким конкретно статьям", - сообщила РИА "Новости" адвокат Мусаева Зоя Микаилова. По ее словам, речь идет о пяти статьях уголовного кодекса.
Напомним: 8 мая возле дома на Профсоюзной улице в Москве сотрудники ФСБ обнаружили машину с бомбой, на разминирование которой ушли почти сутки.
По словам источника в правоохранительных органах, в спинке заднего сиденья автомобиля было смонтировано взрывное устройство, содержавшее 20 кг пластита, а в багажнике был размещен осколочный поражающий элемент в виде шариков.
Милиция установила, что, согласно регистрационному номеру, автомобиль принадлежит жителю столицы, проживающему в Северном административном округе, однако некоторое время назад автомашину он продал по доверенности.
ФСБ тогда возбудила уголовное дело по статье 222 УК (хранение, приобретение, перевозка и ношение огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывных устройств) и по статьям 30, 205 (приготовление к терроризму).
По подозрению в преступлении были задержаны молодые чеченцы Умар Батукаев и Руслан Мусаев. Двое других подозреваемых по этому делу, некие Хамиев и Асмаев, находятся за пределами Москвы.
Как сообщал "Кавказский узел", на заминированную "семерку" сотрудников ФСБ, якобы, навела информация, полученная оперативниками из Дагестана и Чечни. Один из дагестанских боевиков, входивший в известную группировку "Шариат", заключил сделку со следствием и назвал имена и адреса своих подельников, которые после ликвидации группы в 2005 году разъехались по всей России.
Помимо Лорсы Хамиева под подозрение попали с десяток чеченцев в возрасте от 20 до 30 лет. Одним из первых «забрали» 24-летнего студента Академии экономики и права Умара Батукаева.
По мнению Ганнушкиной, задержание Батукаева очень похоже на фальсификацию. "Родственники Батукаева просят о максимальной гласности, привлечении внимания прессы и общественности к происходящему, - отмечает правозащитница. - Так не ведут себя люди, связанные с какой-то нелегальщиной".
Как сообщила С.Ганнушкиной мать задержанного Умара Батукаева, ее сын не был связан с вооруженной оппозицией Чечни, на момент задержания он готовился к защите диплома. Батукаев является студентом 5 курса юридического факультета Московской академии экономики и права. 8 мая около 20 часов Умар, направляясь на собственном автомобиле на встречу с друзьями, заметил движущийся за ним неотрывно другой автомобиль. Остановив машину, он вышел и спросил, ведется ли за ним преследование и чем оно вызвано. Люди, находившиеся в подозрительной машине, предъявили удостоверения сотрудников ФСБ и задержали Батукаева.
По мнению Ганнушкиной, то, что Батукаев вышел из машины и обратился к преследователям с вопросом, обескуражило их, и в его автомобиле не было обнаружено ничего противозаконного. Задержание было произведено в 20 часов 20 минут. (Отметим: прежде веб-издание NEWSru.com cообщало, что Батукаев был задержан в Москве 8 мая в 23:15, а некоторые источники утверждают, что он был задержан дома).
Вслед за задержанием в квартире родителей Батукаева сотрудниками 3-го отдела ФСБ был в ночь с 8 на 9 мая произведен обыск. В мотивировочной части постановления о производстве обыска, по утверждению матери Батукаева, было указано, что Умар долгое время занимается сбором оружия для воюющих сепаратистов Чечни. Обыск продолжался восемь часов, в качестве понятых были привлечены соседи.
По мнению очевидцев, сотрудники ФСБ были убеждены, что в квартире будет найдено что-либо противозаконное, человек, руководивший обыском, в какой-то момент сообщил, что вскоре подъедут еще сотрудники на автобусах, чтоб вывезти обнаруженное. Очевидцы предположили, что речь идет о крупной партии оружия. Однако через некоторое время руководитель позвонил кому-то по телефону и отменил приезд автобуса.
Ничего противозаконного в квартире Батукаевых после восьми часов ночного обыска найдено не было, однако сотрудники ФСБ изъяли записные книжки членов семьи и мобильный телефон Умара. Мать была уверена, что после этого сына отпустят, как отпустили знакомого Умара по имени Адам: о его освобождении договорился приехавший отец. Однако Умар Батукаев не был освобожден, его поместили в СИЗО "Лефортово", а 9 мая Лефортовский суд избрал по ходатайству ФСБ мерой пресечения в отношении Умара Батукаева и Руслана Мусаева содержание под стражей.
Родственники узнали о процессе лишь за час до его начала. Случайно увидев Умара, его мать пришла в ужас: он почти не мог передвигаться самостоятельно и висел на руках конвоировавших его людей в масках. Еще хуже было состояние Мусаева, страдающего гепатитом: на протяжении процесса к нему дважды вызывались бригады "скорой помощи". По сообщениям средств массовой информации, молодые люди были доставлены в суд под конвоем автоматчиков и с мешками на головах.
Умара Батукаева защищает молодой московский адвокат Мурад Мусаев, представлявший прежде интересы потерпевших по "делу Ульмана", а также защищавший чеченцев в громком деле об убийстве в Кондопоге. По его словам, защитники уже обжаловали постановление о тридцатисуточном аресте Батукаева и Мусаева как незаконные. По словам матери Батукаева, адвокат Мусаев утверждает, что в своих показаниях Умар полностью отрицает свою вину.
Как уже отмечалось в информации "Кавказского узла", правозащитники также утверждают, что со стороны правоохранительных органов к задержанным применялись пытки.