МХФ: в Чечне преследуют амнистированных боевиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня Международная Хельсинкская Федерация опубликовала доклад "Амнистированные лица как адресаты преследования в Чечне". В нем рассказывается о судьбе жителей Чечни, которые были амнистированы, а затем похищены, подвернуты пытками и убиты.
"Люди, освобожденные по амнистии, и члены их семей являются основной группой риска с точки зрения нарушения прав человека в Чечне. Эти примеры доказывают, что не делается ничего, чтобы установить истинное правосудие", - говорит исполнительный директор МХФ Аарон Роудс.
Согласно докладу МХФ, "амнистированные" и члены их семей являются основными жертвами преследований со стороны силовых структур. Их похищают, подвергают пыткам (часто с целью выбивания признаний и фабрикации уголовного дела). В некоторых случаях людей убивают.
Судя по всему, официальная амнистия, действовавшая с конца сентября 2006 г. по середину января 2007 г., была не более, чем еще одним звеном в цепи виртуального разрешения конфликта. Она стала продолжением псевдополитического процесса, начавшегося с принятия референдума по Конституции Чеченской Республики весной 2003 г. Однако, все еще отсутствует процесс амнистии, способный создать чувство справедливости у заинтересованных сторон и символизирующий конец чеченского конфликта, отмечено в докладе.
После смерти Шамиля Басаева 10 июля 2006г. руководитель ФСБ Николай Патрушев от имени Антитеррористического комитета РФ обратился к членам чеченских незаконных вооруженных формирований (НВФ) сложить оружие в течение двух недель. Официальное постановление об амнистии, установившее ее срок действия до 15 января 2007 г., было принято Государственной Думой только в конце сентября на основе законопроекта, предложенного президентом Путиным.
Амнистия касалась не только членов НВФ, но и российских военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, совершавших преступления "в ходе контртеррористической операции" на территории субъектов РФ, входящих в Южный Федеральный округ (ЮФО). Впрочем, лица, совершавшие тяжкие и особо тяжкие преступления, не подпали под амнистию, что раскритиковали Правозащитный центр "Мемориал" и другие российские правозащитные организации. Они настаивали на том, что в таком виде амнистия для активных боевиков оказывается невозможной, и постановление будет просто использовано для официальной легализации бывших боевиков, влившихся в ряды "кадыровцев". Согласно официальным данным, за период с момента обращения Патрушева до 15 января 2007 г. оружие сложили 546 участников вооруженного сопротивления в Чечне и на Северном Кавказе. Но, по мнению ряда наблюдателей, реальных участников боевых действий среди сдавшихся боевиков, было крайне мало, писал ранее "Кавказский узел". "Силовые структуры постоянно сообщали о сдающихся боевиках, хотя среди них, по моим наблюдениям, не было людей, которые бы вышли из леса с оружием в руках и сдались правоохранительным органам. В основном это были либо те, кто в разное время оказывал боевикам какие-то услуги (передавал продукты питания, медикаменты, пускал переночевать), или те, кто воевал еще в "первую" войну. А эта категория лиц (хотя многие об этом уже, наверное, не помнят), были амнистированы после завершения военных действий. А теперь их заставили "амнистироваться" заново. Естественно для количества", - считает один из местных политологов.
В то время как федеральный центр не может или не желает обеспечивать безопасность боевикам, готовым сложить оружие, такие гарантии предоставляются Рамзаном Кадыровым, ставшим президентом Чечни в апреле 2007 г., но являвшимся фактическим хозяином республики уже с мая 2004 г., отмечают в МХФ. Кадыров обещает гарантировать безопасность и безнаказанность боевикам, готовым перейти на другую сторону конфликта и продолжить воевать уже в рядах Кадырова. Причем в данном случае не важно, происходит ли официальная амнистия. Если такой человек по той или иной причине покидает кадыровские структуры, он с большой вероятностью будет задержан как член НВФ, и его семья также окажется под угрозой. "В докладе, мы называем эту форму сдачи боевиков "серой амнистией" или "кадыровской амнистией"", - пишут правозащитники.