Кисриев: условия жизни на Северном Кавказе порождают экстремизм

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Энвер Кисриев, сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, а также известный дагестанский социолог, написал книгу "Ислам в Дагестане", которая должна увидеть свет в ближайшем будущем. По словам самого автора, который дал небольшое интервью корреспонденту "Кавказского узла", новое исследование является частью серии книг под общей редактурой члена Центра Карнеги Алексея Малашенко. Последний в свою очередь 27 ноября минувшего года также представил книгу "Исламская альтернатива и исламистский проект", о чем "Кавказский узел" уже писал.

- Энвер Фридович, какой круг вопросов будет затронут в вашей новой книге?

- Первая глава посвящена истории исламизации Дагестана с седьмого века вплоть до конца всего советского периода. Во второй главе анализируется процесс так называемой "реисламизации", вызванной перестройкой и далее постперестроечной эпохой. Третья глава посвящена сложным внутренним противоречиям между исламскими течениями в Дагестане, главным образом - между "тарикатистами" и "ваххабитами". И последняя глава рассказывает о духовном правлении мусульман в Дагестане, то есть об основной организации, олицетворяющей организационные структуры нашей республики.

- Можно ли говорить о существовании в Дагестане противоречий между религиозной и светской частями общества?

- В исламе нет такого разделения на религиозную и светскую части общества. В Дагестане существует плавная градация, шкала по степени исламизации дагестанского населения. Поэтому трудно себе представить существование каких-либо противоречий. Вообще в Дагестане не принято спрашивать: "Ты верующий? Насколько ты верующий?". Это считается неприличным. У каждого свое личное отношение с богом, а потому подобные вопросы считаются не тактичными. Это как вопрос "сколько ты зарабатываешь?".

- Высок ли уровень исламизации дагестанского общества?

- Уровень исламизации по отношению к другим республикам Кавказа, я думаю, выше. И он увеличивается за счет молодежи. Молодежь все больше и больше увлекается религиозными идеями и интегрируется в исламскую ритуалистику.

- Многие пополняют ряды религиозных экстремистов?

- Надо понимать, что существует экстремизм в целом, обусловленный сложностью современной жизни. Огромная безработица, отсутствие достойного заработка, особенно для молодежи, - вся эта несправедливость современного общества вызывает экстремизм. Экстремизм как ненависть к нынешнему режиму и неприятие этого режима. И вот эта ненависть, как правило, выражается в религиозной форме.

Нельзя говорить о том, что религия вызывает экстремизм. Экстремизм вызывается реальными условиями существования людей, а какую форму он выливается, - это другой вопрос. Сперва для него нужны были народнические идеи, потом марксистские. И нет ничего удивительного в том, что сегодня ведущей формой является именно религиозный экстремизм.

Автор: