Э.Кисриев: нападение на мечеть в Дагестане совершено из-за "внутренних разборок"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Нападение на мечеть "Южная" на окраине Дагестана в конце марта было вызвано внутренними разборками между людьми, которые занимаются обслуживанием мечети", - считает сотрудник центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев. В интервью корреспонденту "Кавказского узла" он отметил, что не видит в происшествии какого-то религиозного подтекста.

"Надо иметь в виду, что великие религии всегда порождают класс "обслуживающего персонала". В христианстве это священники, у мусульман - муллы. Как никак, но это должность, а за должностями как обычно может стоять и конкуренция, и карьеризм и прочее. Я думаю, что нападение связано именно с этим", - сказал г-н Кисриев, чья книга про ислам в Дагестане уже скоро должна увидеть свет.

Напомним, как 30 марта сообщал "Кавказский узел", на мечеть "Южная", расположенную на окраине столицы Дагестана, было совершено вооруженное нападение, в результате чего пострадавшими оказались несколько посетителей мечети. Со слов Рамиля Курбанова, одного из прихожан мечети, нападавшие были в камуфляжной форме и масках. Он не исключил, что нападение могли совершить силовики. Курбанов также рассказал, что прихожан в последующем вывезли в горы, им подстригли затылки, затем по одному высадили из автобуса.

При личной беседе Курбанов, Олег Еремин и прочие пострадавшие продемонстрировали корреспонденту "Кавказского узла" в Дагестане постриженные затылки, синяки от ударов прикладов автомата. Они же заявили, что у них забрали телефоны и деньги.

Представитель МВД на просьбу прокомментировать ситуацию заявил, что он не в курсе дел.

На следующий день многие информационные агентства получили подобные же комментарии, а некоторые масс-медиа приводили слова имама мечети, что никакого инцидента не было.

31 марта корреспондент посетил мечеть, переговорил с сопричастными лицами, при этом выявилась, что факта нападения никто не отрицал, но заместитель имама мечети Пайзуддин Далгатов сообщил, что по сведениям, дошедшим до него (он сам в это время находился в подсобных помещениях мечети), нападавшие перед вхождением в культовое здание надели на грязную обувь пластиковые пакеты.

С чем было связано нападение никто не смог объяснить, хотя в самой мечети уже который месяц сохраняется напряженная обстановка вследствие жесткого противостояния между молодыми и пожилыми прихожанами. Заместитель имама рассказал, что молодежь постоянно собирается в мечети, разговорами отвлекает молящихся, негативно настроена против имама мечети, которому из-за этого на днях пришлось оставить работу.

Молодые посетители, в свою очередь, мотивировали недовольство некомпетентностью имама. По их словам, имам является лишь на пятничные молитвы, не может ответить на элементарные вопросы, постоянно жалуется в милицию, называет молодежь "ваххабитами".

По сей день личности нападавших остаются неизвестными.

Нападения неустановленных лиц в камуфляже совершаются в республике регулярно. Так, в январе 2006 года людьми в камуфляжной форме и масках был атакован пустой дом жителя Махачкалы Руслана Магдиева. В тот раз нападавшими оказались сотрудники Кировского РОВД столицы Дагестана, которые задержали хозяина домовладения. В результате Магдиев потерял все имущество, сейчас он с семьей живет у родственников, так как дом стал непригодным для жительства.

Магдиев неоднократно и без видимых результатов обращался в судебные инстанции с требованием о возмещении материального и морального ущерба. В апреле 2006 года прокуратура Кировского района Махачкалы на заявление Магдиева ответила: "Вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что не установлено, кто именно проводил данные мероприятия, правомерность данных мероприятий, кто должен возместить ущерб, причиненный Вам".

Через месяц уголовное дело все же возбудили. 3 мая Магдиев признается потерпевшим от действий неустановленных работников милиции, которые "провели спецоперацию под руководством представителей МВД РД и УВД Махачкалы".

По показаниям одного из представителей МВД по Дагестану, замминистра МВД РД Г.Магомедова, ему сообщили, что на улице Габиева проводится спецоперация. Он выехал на место, чтобы соприсутствовать и протоколировать ситуацию, однако Магомедов, по его словам, не знает, кто руководил операцией.

2 апреля 2007 года Магдиев снова обратился в федеральный суд Кировского района Махачкалы с заявлением о возмещении материального и морального ущерба. В качестве ответчика названо Правительство Дагестана. Некоторые аналитики считают, что подобные вооруженные группировки возглавляют высокопоставленные чиновники, которые пытаются дестабилизировать отношения местной власти с федеральным центром.

Автор: