Доклад "Хьюман Райтс Вотч" о Гаунатанамо частично посвящен Р.Кудаеву из Кабардино-Балкарии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вчера международная организация "Хьюман Райтс Вотч" опубликовала доклад под названием "Клеймо Гуантанамо", в котором речь идет о судьбе бывших узников Гаунатанамо, в числе которых - житель Кабардино-Балкарии Расул Кудаев.

В докладе говорится, что семеро российских граждан России были задержаны вскоре после американского вторжения в Афганистан и в итоге провели в Гуантанамо около двух лет, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

При всех их жалобах на недозволенное обращение со стороны американцев все они неоднократно просили администрацию лагеря в Гуантанамо не репатриировать их в Россию, поскольку предполагали, что на родине будет еще хуже. Действительно, трое после ареста в России подверглись серьезным пыткам и недозволенному обращению, двое были осуждены с процессуальными нарушениями, все подвергались притеснениям и травле со стороны российских правоохранительных органов.

Доклад "Клеймо Гуантанамо": история семерых узников, ставших заложниками российских дипломатических заверений" основан на интервью с тремя бывшими российскими узниками Гуантанамо, их родственниками, адвокатами и другими и рассказывает о том, что им пришлось пережить после репатриации в марте 2004 г. Контакты с этими людьми в настоящее время затруднены, поскольку трое находятся за решеткой, а остальные либо уехали из страны, либо скрываются.

Конвенция ООН против пыток запрещает отправлять любое лицо в страну, где это лицо может подвергнуться пыткам, не допуская исключений ни по соображениям национальной безопасности, ни по иным основаниям. США являются участником этой конвенции, поэтому передача ими задержанных в условия, чреватые риском пыток, является нарушением международного права. Как прямо следует из полученного "Хьюман Райтс Вотч" ответа американской администрации, Вашингтон знал о наличии угрозы пыток в России.

"Хьюман Райтс Вотч" призвала правительство США ввести процедуру рассмотрения заявлений освобождаемых узников Гуантанамо с тем, чтобы эти люди получили реальную возможность оспорить отправку в ту или иную страну в независимой инстанции.

Как утверждает американская администрация, российские власти обещали преследовать бывших узников в уголовном порядке как террористов и обращаться с ними гуманно. На деле все вышло наоборот. После трех месяцев в СИЗО, где обращение было нормальным, все семеро были освобождены и попытались вернуться к нормальной жизни, что, однако, оказалось невозможным.

Расул Кудаев из Кабардино-Балкарии был задержан после событий в Нальчике в октябре 2005 г. Фотографии, медицинские и судебные документы и свидетельства адвокатов и родственников указывают на то, что его неоднократно избивали, требуя признания. К настоящему времени Кудаев уже почти полтора года находится под стражей, хотя перспективы его уголовного преследования по делу о нападении на Нальчик остаются неясными.

Ко всему сказанному в докладе "Хьюман Райтс Вотч" следует добавить, что Расул Кудаев и остальные заключенные подвергались жестокому обращению и пыткам также и находясь в Гуантанамо.

Вот что рассказывал о Гуантанамо-бей бывший заключенный россиянин Айрат Вахитов:

"Из Афганистана в Гуантанамо нас доставляли по воздуху. Перелёт 30-40 часов. Всё это время пришлось сидеть в креслах. Ноги и руки в кандалах и прикованы к поясу. На шею охранники лепили какой-то пластырь, объясняли, чтобы не хотелось в туалет. Потом от этого пластыря начинались проблемы с почками. На глазах - непрозрачные очки, на ушах - наушники, нос и рот закрыты особым респиратором. Во время полёта заключённые теряли сознание от удушья - респираторы пропускали слишком мало воздуха. Когда сели на Кубе, стало ясно: за время этого нечеловеческого полёта многие заключённые сошли с ума.

В Гуантанамо, в концлагере "Дельта", я провёл полтора года. Первое время мы сидели в скрюченном положении: вставать нельзя, разгибаться нельзя, голову поднимать нельзя. Потом построили клетки-боксы и перевели всех туда.

Два раза в неделю выводили на 15-минутные прогулки. Все на виду, даже когда идёшь в сортир, за тобой смотрят охранники, треть из которых были женщины. Мы долго боролись за право завешивать одеялом унитаз.

Во время намазов включали на полную громкость рок-музыку. Постоянно глумились над Кораном. На наших глазах разрывали его и бросали в парашу. Летом 2003 года началась большая голодовка. Поводом послужило то, что один из американцев, размахивая израильским флагом, стал топтать Коран. В голодовке участвовало около 300 человек, и длилась она почти 40 дней.

Шли постоянные допросы: били мало, но не давали спать по нескольку суток. Особая пытка бессонницей, когда заключённого переводят из камеры в камеру каждые 15 минут, и так на протяжении 3-4 месяцев.

Врачи проводили непонятные операции, резали совершенно здоровые ноги и руки. Но к этому добавились какие-то прививки, от которых страшно болела печень. Судя по всему, на нас испытывали какие-то лекарства: дадут таблетку от головной боли, а потом раз в полчаса медсёстры меряют температуру, давление, пульс... Зачем?!

Если кто-то из заключённых начинал заниматься спортом (отжиматься в камерах-клетках), сразу кололи какой-то снотворный препарат, от которого изо рта шла пена, судорогой сводило мышцы.

Через год от такой жизни начались массовые суициды, был случай, когда одновременно повесились 30 человек", - приводит газета "Версия" рассказ бывшего заключенного Гаунтанамо Айрата Вахитова.

Автор: