А. Асламазян: Фонд "Образованные медиа" стал жертвой кампании против НПО

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Фонд "Образованные медиа" стал жертвой кампании против неправительственных организаций (НПО) в России. Так считает гендиректор фонда, являющегося правопреемником известной НПО "Интерньюс", Манана Асламазян. Об этом она заявила, комментируя корреспонденту "Кавказского узла" прошедшую 18 апреля выемку документов и компьютеров организации в рамках расследования уголовного дела о контрабанде и легализации доходов.

"Я думаю, мы попали в кампанию нелюбви и недоверительного отношения к любой некоммерческой организации, которая финансируется из зарубежных источников", - сказала г-жа Асламазян. Она не исключила, что уголовное дело может быть связано и с желанием властей контролировать СМИ.

"Наша миссия: развитие регионального телевидения России, укрепление профессиональных стандартов, объективной, сбалансированной, этически выверенной, профессиональной журналистики. Мы учили людей правильно делать коммерческое телевидение. Директоров - руководить, операторов - снимать, журналистов – писать", - рассказывает о деятельности "Интерньюс" и "Образованных медиа" их руководительница. Помогала организация и средствам массовой информации на Северном Кавказе.

По словам Мананы Асламазян, деньги на описанную работу предоставляли американские и европейские благотворительные фонды. "Когда-то, нашим спонсором был и опальный фонд "Открытая Россия", основанный Михаилом Ходорковским, что вызывало недовольство определенных кругов. Последние полтора года, мы стали развивать систему оплаты за обучение своих сотрудников самими телекомпаниями, - раскрывает Асламазян источники финансирования. -  Это направление мы хотели дальше развивать, но теперь не можем: из-за изъятия серверов и документов, элементарно невозможно объявить о семинаре, собрать заявки, послать счет. Работа, фактически, заморожена".

"Изъяли все хозяйственно-финансовые документы фонда за прошлый и этот год. Так как АНО (автономная некоммерческая организация) "Интерньюс" существовала как самостоятельная организация до января, то увезли и ее документы. Также изъяли девять или десять серверов: почтовый, бухгалтерский, видеосервер, и так далее. Именно поэтому, у нас теперь не работает веб-сайт", - говорит собеседница.

Когда вернут и вернут ли вообще милиционеры изъятое имущество – неизвестно. "Нам сказали, что следователь примет решение, нас вызовут, будут вскрывать опечатанные документы и компьютеры и смотреть. Несколько тысяч листов они забрали. Их изучения займет очень длительное время, я думаю", - полагает Манана.

"У нас большая организация, много людей работает, огромные объемы. Студенты учатся  делать видео, все это хранилось на серверах. Все унесли. Не знаем, как работать. Текущие семинары идут, но, что делать в будущем – неизвестно", - шокирована М. Асламазян. - Сейчас мы заняты определением масштабов ущерба и пытаемся понять, можно как-то работать или нет".

Глава образовательного фонда говорит, что "не понимает", почему ее личное правонарушение, в связи с которым возбуждено уголовное дело, связывается с делами организации.

Напомним, как сообщал "Кавказский узел", в московском офисе Фонда проектов в области культуры, образования и СМИ "Образованные медиа" (правопреемник известного АНО "Интерньюс") сотрудники департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России провели в среду 18 апреля выемку финансовой документации и компьютеров. Следственные действия проводились в рамках расследования уголовного дела о контрабанде и легализации доходов, возбужденного ЛОВД аэропорта "Шереметьево-2".

Руководителя фонда Манану Асламазян в конце января этого года задержали с незадекларированными 9,5 тысячами евро. Теперь следствие подозревает, что госпожа Асламазян ввозила в Россию деньги, предназначенные для финансирования НКО, - пишет "Коммерсант".

В ДЭБ утверждали, что только выполняли поручение следователя ЛОВД "Шереметьево-2" капитана Сергея Руденко. Но за всеми комментариями и господин Руденко, и сотрудники МВД почему-то отсылали журналистов в следственный комитет при МВД РФ, который не имел к происходящему никакого отношения. Во всяком случае, в комитете так и говорили. Однако, неофициально в МВД поясняли, что "дело очень серьезное", что они подозревают Манану Асламазян не просто в контрабанде валюты, а в том, что она стала участницей так называемой серой схемы финансирования НКО, по которой неучтенная валюта завозилась в страну сотрудниками самой организации, а потом расходовалась на гранты и стипендии журналистам.

Дело о контрабанде было возбуждено 31 января 2007 года после того, как таможенники задержали в Шереметьево-2 Манану Асламазян и гендиректора неправительственной организации "Интерньюс-Европа" Джилиан Маккормак. Женщины утверждали, что у каждой из них было при себе около 10 тыс. евро, но валюту не задекларировали по недосмотру.

"Мы не придали значения тому, что имевшиеся у меня 9,5 тыс. евро и около 10 тыс. евро у Джилиан Маккормак больше, чем $10 тыс. (эту сумму можно ввозить, не оформляя документы), поэтому и не стали их декларировать,– заявила госпожа Асламазян.– Но таможенники, пересчитав евро в доллары, решили, что суммы превышают $10 тыс., и возбудили дело о контрабанде".

По словам Мананы Асламазян, с тех пор ее допрашивал лишь один раз в январе дознаватель таможни. Она пояснила, что эти деньги предназначались не для финансирования НКО, а были ее личными средствами, которые она заняла у друзей во Франции. Не декларировала же их не по злому умыслу. Корреспонденту "Кавказского узла" женщина уточнила, что ее адвокат подавал жалобы с требованием признать незаконным возбуждение уголовного дела: "сначала следователю, потом в прокуратуру, затем в суд – и везде получили отказ".

"Мы получаем гранты от зарубежных фондов на свою уставную деятельность,– заявила она – Но всегда отчитываемся об их получении перед правительственной комиссией по зарубежной технической помощи. На все получаемые из-за рубежа гранты у нас есть официальные удостоверения".

Обыски в фонде и подозрения госпожи Асламазян в тайном финансировании НКО генсек Союза журналистов РФ Игорь Яковенко назвал "позором", сообщает "Коммерсант". "Это позор не Мананы Асламазян, ее репутация очень высокая, и уголовное дело на нее не повлияет,– отметил Яковенко.– Все телевизионное сообщество знает Манану Асламазян, все, кто работает на региональном телевидении, все выпускники ее семинаров, курсов". По его мнению, происшедшее это пример уничтожения независимых организаций".

"Наша организация Фонд "Образованные медиа" существует с прошлого года и является правопреемником АНО "Интерньюс". Процесс слияния организаций произошел в январе этого года. Фонд зарегистрирован Федеральной регистрационной службой Минюста РФ. Он также входит в ассоциацию "Интерньюс Интернешнл" со штаб-квартирой в Париже, в которой состоят национальные "Интерньюсы" разных стран", - пояснила корреспонденту "Кавказского узла" Асламазян. В состав "Интерньюс Интернешнл" входит 21 организация с офисами в 34 странах мира, деятельность которых направлена на поддержку свободы слова в СМИ.

Манана Асламазян является безусловным авторитетом в сфере СМИ, отмечает ИТАР-ТАСС. Она член Академии российского телевидения, одна из инициаторов создания Индустриального комитета СМИ, организатор многочисленных всероссийских журналистских конкурсов, школ журналистики. Несколько лет Асламазян участвовала в работе Федеральной конкурсной комиссии при Роспечати.

Отметим, что многие действия российских властей относительно неправительственных некоммерческих организаций расцениваются общественностью, как давление. Как сообщал ранее "Кавказский узел", в апреле 2006 года власти законодательно ужесточили регулирование деятельности НПО, заявив, что ряд из них - в нарушении законодательства - находятся под влиянием иностранных правительств.

Автор: