Жители Чечни неоднозначно отнеслись к отказу от суверенитета республики
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Недавнее заявление главы Чечни Рамзана Кадырова о том, что в подписании договора о разграничении полномочий между Грозным и Москвой нет никакой необходимости, воспринимается в республике по-разному.
Некоторые наблюдатели считают, что таким образом руководство республики намерено добиться от Москвы каких-то серьезных преференций. Другие же убеждены в том, что принятие такого решения серьезно подорвет позиции действующей власти.
"Совершенно очевидно, что такие понятия как "суверенитет", "независимость" и так далее, даже закрепленные в Конституциях субъектов Федерации, являются чистейшей формальностью. Времена ельцинского "парада суверенитетов" уже давно остались в прошлом. Кремль выстроил жесткую "вертикаль власти" и внес в Основной Закон страны ряд изменений, фактически упразднивших такое понятие как суверенитет", - считает один из местных политологов.
"Я думаю, что недавнее заявление Рамзана Кадырова о том, что Чечня отказывается от суверенитета, было вызвано не только желанием продемонстрировать лояльность, но и намерением добиться каких-то серьезных уступок со стороны Москвы по целому ряду вопросов. Одной из них, на мой взгляд, является попытка руководства республики добиться выделения федеральным центром многомиллиардной финансовой помощи для реабилитации жертв политических репрессий", - говорит он.
В конце марта текущего года после заявления Рамзана Кадырова спикер парламента Чечни Дукваха Абдурахманов заявил, что парламент республики обратился в Конституционный суд России с просьбой выделить восемь миллиардов рублей для реабилитации чеченцев, которые были репрессированы во времена сталинского режима. При этом он не преминул подчеркнуть, что этот шаг не следует рассматривать как требование выплаты компенсации за фактический отказ от суверенитета.
"Конституция государства или республики - это основной Закон, по которому живет общество. Внесение каких-то изменений, поправок и дополнений в этот документ, по-моему, должны проводиться исключительно путем всенародного референдума, а не по решению "верхов", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" 24-летний студент Чеченского государственного университета Ваха Берсанов. - Сегодня мы откажемся от суверенитета, завтра - от демократии, потом от части территории. И так далее. Подобный подход к таким серьезным вещам я считаю неконструктивным и вредным".
"У Чечни есть Конституция, принятая в 1992-м году (в годы правления Джохара Дудаева), где черным по белому написано, что Чеченская Республика является независимым демократическим государством. После завершения так называемой "первой чеченской войны" в Конституцию был внесен пункт о том, что суверенитет республики является незыблемым и любая попытка изменить эту норму является государственным преступлением, - говорит один из бывших депутатов парламента ЧРИ созыва 1997-го года. - Но сегодня об этом почему-то никто не вспоминает. Все говорят о Конституции, которая, якобы, была принята в 2003-м году. Хотя мы все прекрасно знаем, как она "принималась"".
"Заявление промосковских властей республики об отказе от суверенитета даже без попыток узнать мнение народа по этому вопросу говорит о многом. Хотя бы о том, что все вопросы, связанные с Чечней решаются в Москве, - убежден бывший парламентарий. - К тому же данное заявление было сделано как раз в тот момент, когда Татарстан пытался добиться юридического закрепления за собой этого статуса. И тут вмешался Кадыров. Естественно. Москва теперь с чистой совестью может заявить Казани, что раз практически полностью разрушенная войной Чечня отказывается от договора о разграничении полномочий, то и Татарстан не должен добиваться этого. Это просто политическая игра. Хотя ни о каком "суверенитете" нынешней Чечни, пусть даже это было написано в Конституции 2003-го года, речь вообще не идет".
21 марта нынешнего года находившийся в Москве глава Чечни Рамзан Кадыров заявил о намерении руководства республики отказаться от подписания договора о разделении полномочий с федеральным центром. "У нас нет надобности в договоре. Мы предлагаем забыть про договор. Я против его подписания, - сказал он. - Россия является великой державой, и если регионы будут подписывать с федеральным центром договоры о разграничении полномочий, это Россию может ослабить".