А.Искандарян: США позволяют Армении сотрудничать с Ираном
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Политическая логика исключает возможность нападения США на Иран, исходя из этой логики нападение было бы иррациональным. Об этом комментируя возможные последствия на регион военной операции США против Ирана заявил корреспонденту "Кавказского Узла" директор Кавказского института СМИ Александр Искандарян.
"Понимаю, что в политике работает не только политическая логика, но играют роль факторы внутриполитической борьбы, личностные и даже психологические факторы, как например отношение американцев к Ирану после истории с американскими заложниками в 1979 году. Но, если судить по логике политической, то нападения быть не должно. А мне кажется, что рационализм в политике США играет немалую роль",- заявил политолог.
По его словам, даже, если допустить подобное, то при помощи наземной операции овладеть Ираном невозможно. Конечно, возможны бомбежки, которые могут привести к "имиджевой победе внутри США", то есть бомбежки убедят американского обывателя в том, что одержана какая-то большая победа.
Между тем, по заверению Александра Искандаряна, бомбежки в военном смысле мало что изменят: у Ирана еще нет ядерной бомбы и не будет в результате этих бомбежек. И, второе: удары с воздуха, являясь по сути устрашающей акцией, не могут устрашить Иран, с его правящим режимом, а также консолидацией общества, в случае нападения.
Он исключил возможность смены власти в Иране, как это произошло в случае с Ираком и Афганистаном:"В этих двух странах смена власти произошла после осуществления наземных операций, а в случае с Ираном, как я уже отметил, это представляется мало вероятным",- заявил А.Исканадарян.
Относительно того усилится ли изоляция Ирана в случае военной операции США, политолог ответил, что с одной стороны, эта изоляция итак достаточно велика, а с другой - в силу места Ирана в регионе, его экономического и политического влияния, а также размеров, его невозможно изолировать полностью.
"Что бы ни произошло, Иран останется: политическая структура такого масштаба, размера и мощи как Иран, будет продолжать оказывать влияние на регион. Причем, могут быть изменения параметров этого влияния, но в рамках существующих возможностей",- отметил аналитик. В частности, по его мнению, Иран в любом случае будет в достаточной степени антипакистанским, а с другой стороны - в достаточной степени антитурецким, ибо это соперничество внутри региона, которое задано географией. Соперничество Ирана со своими арабскими соседями в Персидском заливе, в силу запасов нефти в заливе, также не может измениться.
А.Искандарян отметил, что военная операция не может нарушить существующий расклад:"Она может привести к власти какой-нибудь другой режим, но этот режим все равно будет отражать положение Ирана в регионе",- отметил аналитик.
Так, по его словам, неоднократно из "известного нам центра" устранялись, отправлялись в отставку или в ссылку президенты стран Южного Кавказа, причем на их место "из столицы одной из соседних стран" привозились другие президенты с тем, чтобы последние вели политику, нужную этой соседней стране:"Однако новые президенты, попав в свои столицы, становились нормальными президентами. Получилось так, что Гейдар Алиев был несколько более квалифицированным Эльчибеем, а господин Шеварнадзе был несколько более квалифицированным Гамсахурдиа. Ничего не получится, если президент не марионетка, а для этого надо оккупировать страну",- заявил Александр Искандарян.
По его словам, эта дилемма приводит к тому, что в любом случае изменить по-настоящему регион может только раздробление Ирана на несколько государств, а это из области фантастики:"Иран в любом случае останется и будет проводить политику, примерно в той же конфигурации. В результате американской политики последних 4-5 лет, Иран значительно усилился. В результате военной операции Иран может быть ослабнет, но он останется".
Относительно того какие возможные воздействия на регион и, в частности на Армению, будет иметь военная операция, политолог отметил, что на сегодяшний день Армения это уникальное государство, а именно: это единственное государство в мире, которому США разрешают сотрудничать с Ираном. Так, США не разрешают Грузии заключать сколько-нибудь длительные контракты с Ираном, а Армении разрешают, ибо у Армении нет иного выбора и США это понимают.
Кроме того, по словам политолога, как это на парадоксально, сотрудничество Армении с Ираном создает для Армении больше возможностей для устремления на Запад и это также понимают США: "Если Армения висит только на одной "русской нитке", то у нее гораздо меньше возможности для маневра, чем, если она висит на любых двух нитках, это лучше. Цивилизационно-культурное стремление Армении к Ирану представить себе нельзя, этого не может быть. Соответстенно, любое усиление свободы выбора для Армении, приводит к тому, что она будет стремится туда, куда ей стремится естественно - на Запад. Таким образом, даже в случае небольшой свободы выбора, Армения несомненно выбирает то, что ей свойственно выбирать - Запад",- заключил Александр Искандарян.