Комиссия выдающихся юристов подвела итоги работы в России

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Экспертная Комиссия выдающихся юристов, в составе профессора Мэри Робинсон, бывшего комиссара по правам человека и первой женщины президента Республики Ирландия, Стефана Трешела, судьи Уголовного Трибунала ООН по бывшей Югославии, и Хины Джилани, судьи Верховного суда Пакистана, подвела итоги двухдневных слушаний по контр-терроризму в России.

Экспертная Комиссия улетает из России на день раньше запланированного, потому что не имеет возможности встретиться с высокопоставленными чиновниками. Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и Генеральная прокуратура не согласились встретиться с членами Комиссии. Мэри Робинсон так прокомментировала этот факт: "У нас недостаточно задач, чтобы заполнять ещё один день. Мы покидаем Россию с чувством сожаления. Мы не обиделись и не решили, что нашей работе нанесён ущерб. Но, к сожалению, высокопоставленные люди не высказали свои позиции". Стефан Трешел, как судья Уголовного Трибунала ООН по бывшей Югославии, заметил, что у него возникает "невольная аналогия с отсутствием подозреваемого". Эксперты из международной организации отмечают, что российские власти используют угрозу терроризма для решения своих политических целей.

Комиссия проанализировала положения, регулирующие работу СМИ, поправки к деятельности неправительственных организаций, и пришла к выводу о том, что основные права человека  на территории Российской Федерации не соблюдаются. Причинами являются -несовершенство законодательства и недостаточная эффективность судебной системы. "Проблема не в Чечне, а в законодательстве Российской Федерации", пояснил Стефан Трешел. Он считает работу Комиссии в России вполне плодотворной, но отметил негативные стороны: "Суды не являются независимыми, а прокуратура неспособна или не желает расследовать преступления". Федеральная Служба Безопасности и Прокуратура оказывают давление на правозащитные организации, адвокаты подвергаются преследованиям, им чинят препятствия в работе, всё это противоречит Конвенции по правам человека". Права человека не должны ущемляться под прикрытием соблюдения безопасности. Министерство Юстиции признаёт существование пропасти между законодательством и практическим соблюдением законодательства.

Вопрос о том, почему органы власти проигнорировали предложение встретиться с Комиссией, остался без ответа. Стефан Трешел пояснил: "Мне нечего сказать по поводу отказа властей встретиться  с нами. Мы лишь благодарим тех,  с кем удалось встретиться. В большинстве стран, в которых работала Комиссия, власти хоть не охотно, но всё же пошли на контакт".

Специальный представитель Генерального секретаря ООН Хина Джилани говорила о том, что определения экстремизма и терроризма крайне размыты, в следствии этого возникает  множество лазеек в законах. Например, в законе "Об экстремизме" дано слишком широкое определение экстремизма, которое включает в себя сепаратизм, поэтому столь неоднозначными оказываются трактовки.

На вопрос о том,  какова цель пребывания Комиссии в России, Стефан Трешел ответил, что Экспертная Комиссия уже побывала во многих странах, таких как Индонезия, Пакистан, Филиппины. Слушания в России десятые по счёту. В большинстве стран отмечается тенденция к свёртыванию прав человека на уровне несоблюдения законов. Доклад о  работе, проделанной Комиссией, в том числе о работе в России,  будет подготовлен и озвучен во второй половине года.

Автор: