Не нужен нам берег турецкий ? хватает абхазского
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Как известно, в ноябре 1999 г. на Стамбульском саммите ОБСЕ Б. Ельцин согласился значительно сократить российское военное присутствие в Грузии (включая Абхазию), что предусматривалось обязательствами еще Советского Союза в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Вскоре было обнародовано совместное российско-грузинское Заявление, которое определило, что на территории Грузии (Абхазии) должно остаться не более 153 танков, 241 боевой бронированной машины и 140 артиллерийских систем. Остальная военная техника (более 400 единиц) к 31 декабря 2000 г. должна быть утилизирована или вывезена на территорию РФ. К 1 июля 2001 года российская военная база в Гудауте (Абхазия) и аэродром в Вазиани должны прекратить свое существование.
С решением "судьбы" Вазиани (137 военная база Группы российских войск в Закавказье ? ГРВЗ) особых проблем не возникло. 29 июня Россия передала ее Грузии с тремя условиями: 1) военные объекты базы не будут использоваться третьими странами; 2) российские ВВС имеют право бесплатно использовать аэродром 48 раз в году; 3) недвижимость базы переходит в собственность Грузии, движимое же имущество (средства связи и обеспечения полетов) передается грузинской стороне лишь под охрану. Правда, взлетно-посадочная полоса вазианского аэродрома (ввиду длительного отсутствия капитального ремонта) способна принимать самолеты весом до 40 тонн, то есть здесь могут осуществлять посадку, например, лишь транспортные самолеты Ан-26 (25 пассажиров), Ан-72 (26 пассажиров) и им подобные, что явно не устраивает российское военное руководство.
Что касается 50-й российской военной базы в Гудауте (Абхазия), то с ней сложнее. Фактически она расформирована, большая часть личного состава влилась в подразделения миротворцев, остальная ? вынуждена заниматься охраной объектов, т.к. грузинские военные не имеют возможности выехать в Гудауту из-за соображений собственной безопасности, да и грузинские законы в Абхазии не имеют силы. Проблема и в том, что по Стамбульскому соглашению грузинская сторона обязалась обеспечить "беспрепятственный и безопасный вывод" российских войск. Выводить же технику не позволяет местное население. Заметив малейшее движение в автопарке и спецхранилищах, оно сразу же блокирует ворота и перекрывает все близлежащие дороги. Понятно, что по трупам никто не хочет двигаться в Россию.
На территории базы находится около 150 боевых бронированных машин, десяток артиллерийских орудий. А главное - 6 комплексов зенитно-ракетной системы "Бук", которые способны уничтожать любые воздушные цели на расстоянии от 3 до 32 км и на высоте от 15 м до 22 км. Боевые возможности этого комплекса очень не нравятся Тбилиси, который опасается, что это оружие может оказаться в руках абхазской стороны. Ведь с его помощью можно легко перекрыть воздушное пространство над Абхазией.
Своеобразной "достопримечательностью" Гудауты является аэродром в Бомборах. Строился он в расчете на обслуживание всех типов самолетов, в том числе стратегических бомбардировщиков: всего 7 минут ? и российские самолеты над Турцией. Такой объект оставлять не просто жалко: произойди это ? завтра здесь будут сидеть самолеты НАТО. Образно говоря, они получат прописку в пригороде Сочи. Правда, этот уникальный аэродром уже продолжительное время не используется, хотя абхазская сторона не прочь передать его в полное распоряжение России. Но ведь есть и грузинская сторона, интересы которой так или иначе приходится учитывать. Тогда будет меньше недоверия и, главное, жертв ? за 7 лет абхазо-грузинского противостояния погибли 89 российских военнослужащих.
Некогда благодарный край напоминает сегодня прифронтовую зону. Кругом развалины и запустение. Создается ощущение, что война вовсе и не уходила из этих краев. А ведь если глубже рассмотреть события почти 10-летней давности, то нетрудно заметить прямую причастность к ним и российской стороны. Правда, причастность эта была далеко не последовательной и противоречивой.
Вспомним: российских дипломатов и политиков обвиняли тогда в прямой поддержке грузинской стороны, военных ? абхазов: генералы-де защищают свои санатории и дачи и ненавидят Шеварднадзе за развал СССР. Российские самолеты бомбили контролируемый грузинами Сухуми, а одновременно другие российские части снабжали оружием грузинскую армию. Именно российские вертолетчики спасли жизнь грузинскому лидеру, когда тот, полностью потеряв свою армию под Сухуми, долгое время находился под прицелом снайпера ? российского парня. Но в последний момент солдат получил команду "отставить".
Несколько слов о санаториях и дачах. На территории Абхазии 8 правительственных объектов подобного рода. Все они сегодня сданы в аренду российским компаниям и учреждениям. Среди самых известных ? госкомпания "Рособоронэкспорт". Бывшую дачу Сталина в Новом Афоне облюбовали депутаты Государственной Думы. Минобороны России использует 3 санатория. Причем за аренду земли и зданий никто не платит: правительство Абхазии просит у арендаторов лишь одного ? поддерживать и реставрировать эти объекты.
Ясно, что все это нормальным назвать нельзя. Это понимают и в Тбилиси, и в Сухуми, и в Москве. Народы Грузии и Абхазии ждут перемен, которые уже не за горами. Старых политиков сменят новые. Для Кремля важно, чтобы они разделяли российские интересы на Кавказе.
Предполагалось, что в начале августа в Сочи на саммите глав СНГ
В. Путин и Э. Шеварднадзе попытаются вместе решить проблему Гудауты. Однако грузинский лидер в Сочи не прибыл, понимая, что при обсуждении проблемы абхазской базы придется пойти на ряд уступок, особенно в чеченском вопросе и отдельных аспектах международной политики. Хотя Э. Шеварднадзе не мог не знать о заявлении министра обороны РФ Сергея Иванова, сделанном накануне сочинской встречи. Его суть: военная база России в Абхазии "не нужна". Другое дело ? российские базы в Таджикистане и Армении.