Рашид Читаев: моего брата спасла Анна Политковская
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Рашид Читаев, родной брат заявителей в Европейский суд по правам человека, выходцев из Чечни Арби и Адама Читаевых, уверен, что сегодня суд вынесет решение в пользу их семьи. Об этом он заявил корреспонденту "Кавказского узла" по телефону из Германии, куда он и Арби бежали от войны на родине. Именно Рашид, получив доверенности от своих подвергшихся пыткам в Чечне братьев, и занимался подготовкой и подачей жалобы на Россию в Страсбург.
"Я ожидаю, что постановление суда наконец-то поставит точку в этой долгой истории, которая тянется уже шесть лет. Хотя, у меня есть сомнения, что эта точка будет поставлена окончательно. Ведь, несмотря на то, что сегодня будет вынесено решение суда, один из моих братьев Арби, находится до сих пор в розыске у российских правоохранительных органов. Правда, задержать его они не могут, т. к. он живет в Германии", - рассказывает Рашид Читаев.
"Полтора года назад другой брат, Адам был объявлен в розыск и арестован. Фактически, его спасла Анна Политковская. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы она вовремя громко не заговорила об этом. Мы очень обязаны этой женщине – она много сделала для нашей семьи", - говорит Читаев голосом, полным благодарности к убитой журналистке рассказавшей на страницах "Новой газеты" о "приключениях" Адама Читаева осенью 2005 года.
"Сегодня, по крайней мере, в Страсбурге будет дан ответ господину Путину, который в 2001 году в Брюсселе, говоря о нарушениях прав человека в Чечне, спрашивал: "Чьих прав? Конкретно – имена, явки, фамилии!". Это будет первый ответ этому человеку: вот доказательства, официальное признание того, что применялись пытки", - отметил Рашид Читаев, сам подвергавший насилию со стороны российских силовых структур еще во время "первой чеченской".
Сегодня Европейский суд по правам человека вынесет свое постановление по первому делу, касающемуся пыток в Чечне. Это постановление будет первым в череде дел по пыткам из Чечни, поданных в Страсбургский суд.
Как сообщила "Правовая инициатива по России", постановление по этому делу будет первым среди нескольких подобных дел, касающихся пыток в СИЗО Чернокозово. Условия содержания в Черконозово были подробно задокументированы организацией "Хьюман Райтс Вотч" в докладе "Добро пожаловать в ад: незаконные задержания, пытки и вымогательство в Чечне". Чернокозово также было уделено особое внимание в заявлении, сделанном Европейским Комитетом по предотвращению пыток (КПП) в июле 2001 года, осуждающем неполноценность содействия в отношении работы Комитета со стороны российского правительства.
Правозащитный центр "Мемориал" подал жалобу от имени братьев в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в июле 2000 года. Летом 2001 года "Мемориал" и сами заявители обратились в Правовой проект по Чечне (ныне - "Правовая инициатива по России") с просьбой представлять интересы братьев в ходе дальнейшего судебного рассмотрения их дела. Правовой проект начал предпринимать соответствующие шаги по рассмотрению дела в рамках российской судебной системы.
Арби Читаев в настоящий момент проживает в Германии, Адам - в Усть-Илимске Иркутской области. Согласно статьям Анны Политковской, опубликованным в "Новой газете", Адам Читаев, преподаватель английского языка, был арестован в сентябре 2005 года в Усть-Илимске, за то, что они с братом подали иск в Страсбургский суд. Это случилось вскоре после того, как их жалоба 30 июня 2005 года была признана ЕСПЧ приемлемой.
Адам был задержан по дороге на работу. Задержан громогласно: одновременно по всем национальным телеканалам показали сюжеты "о боевике, скрывавшемся в Сибири от федерального розыска и обнаруженном наконец".
Когда телеканалы продолжали сообщать, что "сибирского боевика" уже этапировали в Чечню, Читаев туда этапировал себя сам. "Подобного в истории последних лет точно не бывало", - писала Политковская в своей статье "Я Читаев, искали?" в "Новой газете" 20 октября 2005 года.
Первым в изолятор временного содержания (ИВС) после задержания к Читаеву, как рассказывала А. Политковская, пришел начальник Усть-Илимского УФСБ Березовский. В руках у него была бумага с "шапкой" "Правовой инициативы по России". Березовский сказал Читаеву: "Не любишь ты Родину, раз..." связался с правозащитниками. Намек и причина ареста стали ясны: отзови жалобу из Страсбурга - и привет, свобода... Адам отказался. Значит, впереди был этап в Чечню - оттуда его настойчиво требовали.
"Но как этапируешь? Потребуется, по крайней мере, снаряжать 5-6 охранников, тратить уйму денег из тощего бюджета городской прокуратуры на "боевые" да "полевые"... И Березовский предложил компромисс: напиши расписку, что явишься в Ачхой-Мартановскую районную прокуратуру Чечни, которая тебя подала в розыск (она и пишет ответ в Страсбург), и отвези себя туда сам за свои же деньги. Межрайонный усть-илимский прокурор Погудин Березовского с воодушевлением поддержал. Потому, что оба знали: давнее дело против Читаева - липовое, все это чьи-то игры. А Адама они отлично за последние годы изучили и перепроверили: на его поле мин нет", - говорится в публикации.
"Так Адам самоэтапировался 14 сентября 2005 года. 16 сентября он явился в Ачхой-Мартановскую прокуратуру и... с места в карьер: "Говорите, в чем вина. Почему открыли розыскное дело?". "Федор Алямкин из прокуратуры, чья подпись под требованием этапировать в Чечню, - рассказывает Адам, - говорить со мной отказался, послал в республиканскую прокуратуру, потому, что дело взяла она. Я туда, но и там с трудом нашел своего следователя. Только 29 сентября. Им оказался Аслан Махмудов. Он так и сказал: "Дело твое дутое, иди...", - приводит журналистка слова самого Адама Читаева.
"Конечно, дутое, закрытое еще в 2000 году. Напомню коротко суть. 11 апреля 2000 года семью Читаевых, живших в Ачхой-Мартане, ограбили. Произошло типичное для того тяжелого времени (да и для нынешнего) мародерство. Забрали федералы (в этом конкретном случае - сотрудники временного отдела внутренних дел Ачхой-Мартановского района, прикомандированные из Воронежского обл. УВД) все, что могли: от дамского белья до видеотехники и фотоаппаратуры. Братья (Читаевых - четыре брата) возмутились - и тогда двоих, Адама и Арби, да плюс еще и очень немолодого их отца забрали. Дело пытались сфабриковать все в том же Ачхой-Мартановском ВОВД - били сильно, чтобы взяли на себя воровство людей и убийства. Но братья ничего не взяли и прошли весь "чеченский путь": пытки, фильтрационный лагерь в Чернокозове, опять пытки... И случилось чудо: их выпустили. И они обратились в Страсбургский суд, и суд принял их дело к рассмотрению. Арби тем временем уехал за границу, а вот Адам - в Сибирь, в Усть-Илимск", - пишет Анна Политковская, сама ставшая жертвой неизвестных убийц в октябре 2006 года.
В сентябре 2000-го дело Читаевых закрыли. В 2005-м, отправляясь в Грозный в республиканскую прокуратуру на поиски "своего следователя", Адам уже понимал, что у него на хвосте сидят какие-то "неизвестные в камуфляжах". Они и гонца к нему присылали: "Если не заберешь заявление в Страсбург - все. Или тебя - или семью". Адам сказал в прокуратуре: "Лучше закройте в КПЗ, иначе похитят". Но следователь Махмудов пошел на чудо, он просто сказал Адаму: "Езжай отсюда". И выдал соответствующую справку, вслед за которой начальник ОВД Ачхой-Мартановского района капитан Айдамиров написал еще одну: "...дана гражданину Читаеву Адаму Салаудиновичу, 25.06.1967 г.р. ... федеральный розыск в отношении Читаева... прекращен: розыскное дело № 095010".
Будучи осенью 2005 года проездом в Москве из Чечни обратно в Усть-Илимск, Адам Читаев написал обо всем этом письмо Путину: "Уважаемый Владимир Владимирович! Пишет Вам человек, которому жить в России с каждым днем становится все тяжелее и опаснее... Прошу вмешаться в этот беспредел, остановить это беззаконие, этот террор со стороны правоохранительных органов, которые вместо того, чтобы разобраться во всем и начать служебное расследование в отношении сотрудников ВОВД Ачхой-Мартановского района, стараются сломить меня, мою семью, родственников, постоянно угрожая, запугивая, предлагают идти в горы и воевать, если не согласен с ними... Владимир Владимирович, в Чечне пропадают люди до сих пор, происходят бессудные казни, зверства, поверьте, жить в Чечне на самом деле очень страшно... Мое письмо - отчаянный шаг человека, который до сих пор верит в торжество закона, справедливости в России... у меня есть серьезные основания считать, что мне и членам моей семьи угрожает смертельная опасность со стороны силовых структур".
"Все, чем ответило на запрос Европейского суда по измывательствам над Читаевыми наше правительство, - совершенно голословно, без каких-либо протоколов или иных процессуальных документов. Лишь беллетристика примерно такого типа: "12 апреля при осмотре дома Заявителей были найдены восемь военных пальто и четыре военных куртки, пленки с записями интервью Шамиля Басаева, видеопленка с документальным фильмом "Нохчо Чечня - День Свободы", фотографии Арби Читаева с оружием... И не важно, что шинели - самих братьев Читаевых, коих четверо в семье, и это их военное обмундирование старого советского образца, и было привезено братьями со службы в рядах Советской армии", - писала Политковская в своей более ранней статье в "Новой газете".