Криминогенная стуация катастрофическая
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На фоне борьбы с "ворами в законе" и телевизионных арестов криминогенная ситуация в Грузии резко ухудшилась. Об этом свидетельствуют, в частности, те статистические данные, которые удалось раздобыть депутату тбилисского сакребуло (горсовета), члену Республиканской партии Паате Закареишвили. Приведем лишь несколько примеров: в 2004 г. общее число преступлений по стране возросло по сравнению с 2003 г. на 42%. В стране было зафиксировано 7788 тяжких преступлений - на 2614 больше, чем в 2003. А это означает 50%-й рост числа тяжких преступлений. Еще более тяжелое положение с особо тяжкими преступлениями. Число таких преступлений в 2004 г. возросло на 4893, т.е. на 94,9%. В 2005 г. число тяжких преступлений увеличилось на 4964, т.е. на 63,8%, а число особо тяжких возросло на 1523, т.е. на 15%. Это такие преступления, как убийства, разбой, изнасилования, т.е. всё то, что не скрывалось ни раньше, ни теперь.
Что касается Тбилиси, здесь, как и в любой столице, преступность выше, чем по республике. В частности, в 2004 г. число тяжких преступлений увеличилось на 1688 случаев, т.е. на 95,9%, и составило 3449 случаев. А число особо опасных преступлений - на 114%, т.е. на 2109 случаев. В результате количество особо опасных преступлений в Тбилиси составило 3958, а процент раскрытых дел составлял всего 21,7%. Положение еще более ухудшилось в 2005 г. За 12 месяцев было зарегистрировано 7071 преступление, т. е на 3622 больше, чем в 2004 г., а это означает 105%-й рост преступности. К счастью, количество особо опасных преступлений в Тбилиси возросло в 2005 г. всего на 34,2 %. Но рост числа менее тяжких преступлений воистину удивительный - он составляет 194,5%, т.е. их стало на 3999 больше, чем в 2004 г.
Как заявляет Паата Закареишвили, вызывает тревогу не только рост преступности, но и то, что МВД тщательно скрывает эти цифры. Например, 21 апреля 2005 г. член тбилисского сакребуло Паата Закареишвили, в соответствии с Административным кодексом, затребовал эту информацию, но до сегодняшнего дня ответа не получил. "Мтели квира" попыталась вместе с ним проанализировать, что же происходит в Грузии с точки зрения борьбы с преступностью.
"Мтели квира": Насколько открыта та информация, которую вам удалось найти?
П.З. Абсолютно закрытая. Вы ее нигде не найдете. Она была передана с помощью больших махинаций и тайных связей, ибо в МВД до сих пор работают честные люди, патриоты, которых волнует то, что происходит в стране. Эту информацию скрывают, потому что мы имеем катастрофический рост преступности. У меня такое впечатление, что преступному миру удалось осуществить все, что было запланировано. Получается, что не ведется никакой профилактической работы. Преступность растет катастрофически.
"Мтели квира": Что мы можем сказать, исходя из статистики: число тяжких преступлений возросло в два раза, в три, в полтора раза?
П.З. Наиболее достоверную информацию всегда дают тяжкие и особо тяжкие преступления. Есть еще одна категория - менее тяжкие преступления, но люди не всегда обращаются в полицию по поводу менее тяжких преступлений. А вот число особо тяжких преступлений, как правило - надежный показатель, так как они, как правило, регистрируются.
Имеющиеся у нас статистические показатели говорят, что ситуация - просто срам. Но главная трагедия - не это. Трагедия - то, что всё это скрывается. Еще большая трагедия - то, что нам рассказывают, что у нас якобы все в порядке и имеются успехи в борьбе с преступностью. Если бы они просто молчали... Но они рассказывают нам сказки: всё ведь в порядке, и как мы смеем говорить такое о полиции?
Я хочу зачитать отрывок из газетного интервью Вано Мерабишвили ("Оцда отхи саати", 1 ноября 2005 г.) "Если мы возьмем статистические данные, то поймем, что показатели раскрываемости преступлений, безо всяких прикрас, явно возросли. Никто не может сказать, что два-три года тому назад преступлений было меньше".
В одном предложении министр лжет трижды. Он говорит: "если мы возьмем статистические данные". Их ниоткуда не возьмешь - если у вас нет особых связей, эти данные вы не получите. Вторая ложь: "мы поймем, что показатели раскрываемости преступлений, безо всяких прикрас, явно возросли". Вот показатели раскрываемости преступлений по Тбилиси: в 2003 г. было раскрыто 70% преступлений, в 2004 г. - 33%, а в 2005 г. этот показатель упал до 22%. Третья ложь - о якобы сократившейся преступности.
"Мтели квира": Когда речь заходит об этих статистических данных, то высокопоставленные полицейские чины приводят такой аргумент: при Шеварднадзе было всё то же самое, но тогда преступления скрывались, показатели раскрытия преступлений приукрашивались, а сейчас мы сумели всё легализовать.
П.З. Информацию добыть невозможно - и это называется легализация? Они вынуждены прибегать к такому аргументу, потому что они ее скрывают, а мы ее все равно находим. При Шеварднадзе найти эти данные было можно. Шеварднадзе, может быть, что-то приукрашивал, но он их публиковал. А эти не публикуют.
"Мтели квира": Лично у меня, когда я смотрю телевизор, создается впечатление, что грузинские власти активизировали борьбу с криминалом и назвали ее одним из своих приоритетов.
П.З. А у меня впечатление, что наши власти так же демагогично борются с криминалом, как и Шеварднадзе. Бороться с преступностью - это не только арестовывать как можно больше людей. Когда Саакашвили был министром юстиции и мы начали работать в тюрьмах, там было 8 тысяч заключенных. Мы тогда довели это число до 6 тысяч.. Я хочу напомнить общественности, как Саакашвили публично освобождал заключенных.
"Мтели квира": Депутат Михаил Саакашвили в свое время даже опубликовал в "Резонанси" статью о том, почему нам надо отменить смертную казнь, и это тогда, когда многие в стране были против. Не восстановлена ли сегодня смертная казнь, притом без всякого суда, в виде этих ликвидаций?
П.З. Я напомню общественности о выступлении Саакашвили, когда он впервые озвучил план мирного урегулирования в Южной Осетии на заседании Европарламента в Страсбурге в январе 2005 г. После выступления ему задали множество довольно острых вопросов. Был и такой вопрос: "Вы арестовали множество людей (они имели в виду крупных воротил), ни одно из этих дел не довели до суда, у всех отобрали деньги, и неизвестно, куда и как эти деньги ушли". Саакашвили сказал: "А какой смысл содержать человека в тюрьме, если его можно употребить с большей пользой?" Этим он объявил очень примитивную, но философию будущей толерантности. Да, если человек не опасен, то его не надо держать в тюрьме, и я вполне разделяю этот пафос президента. Но сегодня он говорит прямо противоположное: он заявляет, что каждого, кто совершит хоть малейшее преступление, надо сажать.
Если мы допустим, что кого-то можно арестовать без доказательств, то потом допустим и то, что без доказательств можно арестовать и еще кого-то, причем явно невиновного. Можно дать послушать запись, разыгранную актером, можно и меня записать в наркоманы, хотя я в жизни не выкурил ни одной сигареты. А потом можно застрелить меня в машине или ворваться ко мне домой и убить меня, а потом заявить - полюбуйтесь, сколько автоматов хранилось в доме у Пааты Закареишвили...
"Мтели квира": Согласны ли вы с мнением, что всё это делается для запугивания общества? Вы видели, чтобы по телевидению какой-нибудь страны в таком количестве передавались тайно записанные телефонные разговоры?
П.З. Такого нигде в мире не происходит. Я и не слышал, что такое где-то бывает. Этим прослушиванием телефонов они вмешиваются в частную жизнь человека. Ясно видно, что власти терроризируют общество, говоря: мы вас всюду слышим.
"Мтели квира": Они слушают всех?
П.З. Я в этом не сомневаюсь, потому что не было ни одной операции без прослушивания. Мне интересно, всегда ли на это существуют соответствующие разрешения суда? Невозможно прослушивать всех с разрешения суда. Тогда суды ежедневно должны бы выдавать около 500 таких разрешений.
"Мтели квира": Так что, выходит, мы живем в полицейском государстве?
П.З. Безусловно. Это очевидно. После объединения двух министерств мы превратились даже не в полицейское, а в кагэбэшное государство. Объединением МВД с госбезопасностью мы должны были получить минис терство внутренних дел, а получили одно министерство безопасности с полицейскими функциями.
"Мтели квира": Кто определяет главную идеологию этого министерства?
П.З. МВД управляет та же группа, которая правит страной. Это политбюро, состоящее из четырех-пяти человек.
"Мтели квира": Вы можете их перечислить?
П.З. Я могу высказать собственные соображения. В первую очередь это Саакашвили, с которым, в конечном итоге, все согласовывается и который знает все. Как видно, после смерти Жвания очень влиятельной фигурой стал Гига Бокерия. Сюда же входят и Зураб Адеишвили (его не видно, у него такой стиль), постепенно укрепляющий свою власть Ираклий Окруашвили и, конечно же, министр внутренних дел Вано Мерабишвили. Вот эти люди и правят страной. Они до того считают свое мнение истиной в последней инстанции, что им не интересно согласовывать его с другими. Вот это их свойство отличает их от нас, республиканцев. Мы никогда не допустим того, что будем управлять страной без согласования с другими. А они хотят править без согласования с остальной частью общества, а это гибель, это основной признак авторитаризма.
"Мтели квира": Если вернуться к статистике роста преступности, то откуда такой рост? Может, есть объективная причина? Может, преступность возросла оттого, что выросли цены, ухудшилась экономическое положение?
П.З. Нет, экономическое положение всегда было тяжелым. Народ потому и скинул Шеварднадзе, что находился в тяжелейшем социальном положении, это естественно. Во время Шеварднадзе в полиции были отвратительно коррумпированные люди, но это были опытные профессионалы. Они управляли ситуацией в сговоре с ворами.
Хочу еще раз заметить, что рост цифр сам по себе не трагедия. Трагедия - то, что его скрывают. Если ты честный правитель, почему ты должен скрывать правду? Потому что ты хочешь скрыть свою некомпетентность, свой непрофессионализм, свою слабость. Ты пытаешься скрыть, что правитель ты никудышный. Для меня трагедия - сама эта попытка скрыть информацию и еще то, что на этом фоне они пытаются создавать иллюзию того, что в стране все в порядке. Всё это - результат не борьбы с ворами, не тяжелого экономического положения, это результат некомпетентного, непрофессионального, слабого управления.
"Мтели квира": Это оттого, что сам Мерабишвили - слабый министр, или коррупция и непрофессионализм укоренились в нижних звеньях?
П.З. Неправильное управление идет сверху. Сегодняшнее государство заботится не об обществе, а о "Национальном движении". Т.е. вся та энергия, которая должна тратиться на благо государства, тратится для "Национального движения", для создания однопартийной системы в правительстве. Все внимание направлено на то, чтоб как-нибудь выиграть будущие выборы. Даже во время Советского Союза госбезопасность работала не в интересах коммунистической партии, а в интересах государства. Это была единственная государственная структура, на которой основывалась сила государства. А сегодня мы получили до того извращенный Советский Союз, что даже госбезопасность работает на "Национальное движение".
Они борются не с криминалами, а с политическими оппонентами. Прекрасный тому пример - как они поработали над [членом парламента, теперь уже бывшим. - Ред.] Гелашвили: он ничем не выделялся, но как только оказался в Республиканской партии, вдруг стал опасным. Республиканская партия - это та сила, которая ведет борьбу с "Национальным движением" на поле Запада, на поле западных ценностей. Поэтому вся госбезопасность работает на то, чтобы дискредитировать оппозиционеров-демократов. Всё это делается для того, чтобы ослабить демократическое крыло и дискредитировать его в глазах народа.
Беседовала Ирма Чапидзе
Опубликовано 8 мая 2006 года