Олег Габодзе: "Признание итогов референдума в Южной Осетии улучшит грузино-осетинские отношения"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

12 ноября в Южной Осетии пройдут выборы президента республики. В этот же день будет проведен всенародный референдум по вопросу независимости. На высшую в Южной Осетии должность претендуют четыре человека: бывший помощник премьер-министра Южной Осетии Олег Габодзе, действующий президент Эдуард Кокойты, глава администрации Цхинвальского района Инал Пухаев и секретарь югоосетинской части Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта Леонид Тибилов.

- Олег Георгиевич, чем, на Ваш взгляд, объясняется некоторая вялость проведения избирательной кампании на этих президентских выборах?

-Я бы не назвал это вялостью. Встречи с избирателями проводятся, выступления доверенных лиц и кандидатов по телевидению проходят, распространяется необходимый агитационный материал - плакаты, лозунги и т.д. Возможно, кампания кажется вам скучноватой, потому что нет эксцессов и борьбы без правил, но это не обязательно. Каждый из нас реально оценивает свои возможности, но ведь участие в выборах - это еще и возможность заявить о себе, попробовать свои силы.

- Расскажите вкратце об основных положениях Вашей предвыборной программы; чем она отличается от других?

-Я думаю, что общее в программах всех наших кандидатов - вести целенаправленную работу для того, чтобы добиться признания нашей независимости, это основное. Я, как и другие кандидаты, заявляю, что буду проводить необходимую работу для полной интеграции Южной Осетии с Северной Осетией-Аланией, хотя за последние годы в этом направлении сделано немало. Моя программа отличается, пожалуй, тем, что в ней остро обращается внимание на социальные вопросы, которые необходимо решать в Южной Осетии: это повышение уровня жизни, создание рабочих мест, прежде всего, для молодежи, чтобы свести к минимуму миграцию по экономическим причинам. Это создаст стабильный фон жизни в Южной Осетии, вселит уверенность в людях.

- В один день с выборами проводится референдум по вопросу независимости. Причем, вопрос референдума представляется более важным, чем президентские выборы. Почему он так важен, что изменится после проведения референдума?

-Это уже наш второй референдум по вопросу независимости. Но сейчас случай особенный. Возможно, в мире стали прислушиваться к требованиям справедливости, равной для всех. Я считаю, что нет народов малых и больших, речь может идти только о количестве. Безраздельное господство двойных стандартов в мире довольно основательно пошатнулось, в этом большая заслуга России, которая стала проводить твердую политику на Кавказе. В этих новых реалиях мы рассчитываем, что мировое сообщество не должно, признавая независимость одних народов, отказывать в том же другим, не приводя никаких обоснований для этого. Мы стремимся к независимости, а самый короткий путь для этого сейчас - возможно, именно референдум, и мы готовы еще раз заявить о своем выборе.

-В ходе последнего обострения отношений России и Грузии действующий председатель ОБСЕ заявил, что вывод российских миротворцев и их замена более эффективным контингентом обязательны. К каким последствиям для региона может привести обострение отношений России и США?

-Замена российских миротворцев, которые вот уже 14 лет являются главным гарантом мира, на каких угодно других, может привести к непредсказуемым последствиям. Разумеется, у ОБСЕ свое видение проблемы. Но опыт показал, что присутствие российских миротворцев в Южной Осетии эффективно, народ доверяет им, причем, как осетины, так и грузины. К тому же именно Россия первой остановила здесь кровопролитие в 1992 году, почему теперь поддерживать мир на этой земле должны украинские или натовские миротворцы?

Я считаю внешнюю политику России на данном этапе достаточно сбалансированной и не думаю, что ее отношения с США будут обостряться.

- Олег Георгиевич, какими Вам представляются отношения с Грузией и грузинским населением в Южной Осетии в ближайшие 5 лет, если учитывать, что на предстоящем референдуме осетинское население РЮО выскажется за независимость и надеется на еще большее сближение с Россией, а грузинские населенные пункты не будут в этом референдуме участвовать?

- Отношения осетинского и грузинского народа всегда были дружественными и добрососедскими, я думаю, ничего не помешает поддерживать эти отношения и после референдума. Вы знаете, за все эти годы не прекратилось заключение смешанных браков, это самый хороший индикатор наших отношений. Что касается населения грузинских сел, то нужна четкая программа работы с ними - и политическая, и социальная. После референдума, а тем более после признания, нужно будет вплотную заняться восстановлением тех исторически добрососедских отношений с грузинским населением, которые были на протяжении советского периода. Нужно полней интегрировать в общую инфраструктуру это население, чтобы они полней ощущали себя гражданами Южной Осетии. Жители грузинских сел будут только рады дальнейшему сближению с Россией, в нынешних трудных социально-экономических условиях жизни в Грузии они предпочитают возможность выезжать в Россию, вывозить продукты сельского хозяйства и зарабатывать этим на жизнь. Так что от обострения отношений Грузии с Россией население неконтролируемых Южной Осетией территорий только пострадало.

- Как Вы считаете, пройдут ли выборы в Южной Осетии в соответствии с демократическими нормами? Представим ситуацию, что авторитетные международные организации готовы признать результаты выборов, если они пройдут в соответствии с демократическими нормами. Вы уверены, что условия предвыборной борьбы и сами выборы соответствуют демократическим нормам?

- Обязательно. Мы заинтересованы в максимальной прозрачности и справедливости выборов и рассчитываем на признание их результатов. Надо сделать все, чтобы у недоброжелателей не было никакого повода говорить о каких-либо нарушениях на наших выборах.

-В ходе обсуждения закона о референдуме и выборах президента, проходившего в парламенте РЮО в августе, было оказано давление на депутатов, которые, по сообщениям СМИ, придерживались оппозиционных взглядов. Прокомментируйте это.

- Я знаком с этим случаем на уровне слухов, сам не видел, поэтому мне и комментировать нечего. Оппозиционные взгляды я не считаю каким-то преступлением, если они не противоречат, конечно, интересам государства.

- Как Вы прокомментируете появление "альтернативных" кандидатов в президенты? На какой результат, по-вашему, рассчитаны эти параллельные выборы?

- "Альтернативные" или, как их еще называют, "параллельные" выборы - это с юридической точки зрения нарушение Конституции Республики Южная Осетия. Возможно, это запланированная дестабилизация или же создание какого-то "легитимного" правительства. Каким бы ни был результат этих выборов, он ничего не изменит в политическом курсе Южной Осетии на независимость. А к трудностям республика привыкла.

8 ноября 2006 года

Автор: