О ситуации вокруг российских миротворцев в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
По имеющейся информации, в своем выступлении в ходе 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Грузии намерен в ультимативной форме поставить вопрос о прекращении миротворческих операций в Абхазии и Южней Осетии в существующем формате и выводе оттуда российских миротворцев с их заменой на некие международные полицейские силы. Эта тема уже давно звучит в заявлениях различных официальных лиц в Тбилиси. При этом грузинская сторона пытается переложить на Россию и ее миротворцев собственную вину за тупиковую ситуацию в процессе урегулирования конфликта.
В этой связи считаем необходимым дать свою оценку ситуации.
Курс грузинского руководства на дестабилизацию обстановки в конфликтных регионах, отказ от заключенных ранее договоренностей и слом действующих переговорных и миротворческих механизмов в конечном результате привел к значительному ухудшению ситуации в области безопасности в зонах конфликтов, дальнейшему обострению межэтнических противоречий и фактическому замораживанию переговорных процессов.
В условиях ухудшающейся внутренней ситуации в Грузии и сопутствующего роста оппозиционных настроений грузинские власти явно пытаются искать виновных за свои промахи на стороне. Это находит выход в репрессиях грузинских силовиков против оппозиции в стране под предлогом обвинений в подготовке "госпереворота" при поддержке неких внешних сил.
Все это происходит на фоне откровенной милитаризации Грузии, нагнетания воинственной и агрессивной риторики со стороны грузинских официальных лиц самого высокого уровня, многочисленных провокаций, в том числе и военного характера, с грузинской стороны.
Утвердившееся во властных структурах Грузии ощущение вседозволенности, видимо, и подталкивает руководство страны к тому, чтобы развязать себе руки для силового решения абхазского и югоосетинского вопросов. Однако это иллюзия опасного и провокационного толка.
Абсолютно надуманны и беспочвенны утверждения грузинской стороны о том, что российские миротворцы якобы "не смогли решить ни одной из имеющихся проблем, представляют препятствие на пути политического урегулирования конфликтов" и что российская сторона, дескать, "становится не мостом, а стеной" на пути урегулирования. Свой мандат по разъединению сторон, поддержанию мира и стабильности в зонах конфликтов дислоцированные там миротворческие силы выполняют четко. Это подтверждено в решениях и резолюциях соответствующих международных организаций. Именно благодаря российским миротворцам в начале 90-х годов было прекращено спровоцированное тогдашними грузинскими властями братоубийственное кровопролитие, а население Абхазии и Южной Осетии независимо от национальности получило возможность спокойно жить и работать. Задача же политического урегулирования конфликтов не входит и не может входить в мандат миротворческих сил, под которым подписалась и Грузия. Об этом должны договариваться сами руководители Грузии, Абхазии и Южной Осетии. При содействии России давно наведены необходимые для взаимоприемлемого урегулирования "мосты", созданы общеприемлемые переговорные форматы, которые не раз доказывали свою эффективность в тех случаях, когда стороны готовы их использовать и выполнять достигнутые договоренности. Однако преодолевать возводимую на пути примирения и разрешения конфликтов грузинскую "стену" становится все труднее.
В соответствии с принципами международного права и заключенными между ними соглашениями, одобренными в ООН и ОБСЕ, стороны в конфликте обладают равными правами и обязанностями во всех вопросах, относящихся к урегулированию их споров. Поэтому, помимо мнения грузинской стороны, необходимо учитывать в равной степени и мнение абхазской и югоосетинской сторон. Мандат КСПМ СНГ в Абхазии, кроме того, неразрывно юридически связан с мандатом Миссии ООН по наблюдению в Грузии.
Руководители Абхазии и Южной Осетии однозначно заявляют о жизненно важной необходимости присутствия российских миротворческих контингентов. Об этом же свидетельствуют многочисленные обращения общественных и гуманитарных организаций, простых граждан из этих регионов с просьбами о защите от посягательств извне до окончательного урегулирования конфликтов. Это вполне закономерно на фоне военных угроз и провокаций с грузинской стороны. Проигнорировать такие просьбы мы не имеем права, тем более с учетом того, что большинство населения Абхазии и Южной Осетии составляют российские граждане.
Россия уверенно продолжит выполнение имеющихся международных договоренностей и соглашений в рамках существующих переговорных и миротворческих форматов.
14 сентября 2006 г.