Правозащитник из Дагестана Болиев попросил убежище в офисе УВКБ ООН на Украине
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Обвиняемый в приобретении, хранении и ношении оружия и участии в незаконном вооруженном формировании (НВФ) руководитель правозащитной организации Дагестана "Ромашка" Осман Болиев покинул территорию России и обратился с просьбой предоставления статуса беженца в представительство Управления Верховного комиссара по беженцам (УВКБ) ООН в Киеве. Как сообщил Болиев корреспонденту "Кавказского узла" по телефону из столицы Украины, в понедельник, 24 июля, представители УВКБ ООН взяли у него подробное интервью и имевшиеся у него на руках документы, подтверждающие, по его мнению, фабрикацию против него уголовных дел правоохранительными органами г. Хасавюрт Республики Дагестан.
По словам Османа Болиева, в среду, 26 июля, в представительстве УВКБ ООН по Украине, Белоруссии и Молдове, базирующемся в Киеве, ему выдали справку, удостоверяющую его статус ожидающего решения о предоставлении убежища в соответствии с законом Украины "О беженцах", подписанную главой представительства. О принятом решении Болиеву обещали сообщить на следующей неделе.
"Я надеюсь, что решение о том, что Болиев становится "подмандатным беженцем" и подлежит переселению из Украины в другую страну будет принято быстро, после прошедшего первого интервью. УВКБ ООН принимает два решения: о том, что положение человека соответствует статусу беженца согласно конвенции ООН 1951 года и о том, что он нуждается в переселении, т. к. не может получить помощь в той стране, где он находится, в данном случае – на Украине", - пояснила корреспонденту "Кавказского узла" председатель Комитета помощи беженцам "Гражданское содействие", руководитель программы "Миграция и право" Правозащитного центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина, оказывающая поддержку Осману Болиеву.
По словам Ганнушкиной, в России Болиев не мог обратиться за статусом беженца в УВКБ ООН, т. к. согласно международному праву, на территории своей страны он должен находиться под защитой правительства и не может считаться беженцем. "Поэтому было необходимо пересечь границу страны своего постоянного пребывания или гражданства", - говорит известная правозащитница.
Напомним, уголовное дело в отношении Османа Болиева было возбуждено 11 июня этого года. "09.06.2006 года старший оперуполномоченный ОУР (отдела уголовного розыска) Хасавюртовского ГОВД Ниязбиев Ш. Ю. обратился с рапортом об обнаружении в действиях Болиева Османа Рамзановича признаков преступления, предусмотренного ст.ст. 208 ч. 2 и 222 ч. 1 УК РФ. Из собранного материала усматривается, что Болиев О. Р. летом 2000 года незаконно приобрел огнестрельное оружие - автомат Калашникова и вступил в ряды незаконного вооруженного формирования, дислоцировавшегося в г. Грозный ЧР (Чеченской Республики)", - говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела, вынесенном старшим следователем следственного отдела при ОВД г. Хасавюрт майором юстиции Н. Гаирбиевым. Мера пресечения обвиняемому избрана не была.
Сам Осман Болиев заявил корреспонденту "Кавказского узла", что отрицает инкриминируемые ему обвинения. По его словам, автомат он не приобретал, в 2000 году работал в Хасавюрте и из города не выезжал, чему есть много свидетелей.
Ранее, Болиев уже обвинялся в незаконном приобретении, хранении и ношении оружия и 18 мая этого года был полностью оправдан Хасавюртовским городским судом. Прокуратура города не согласилась с оправдательным вердиктом суда и обжаловала приговор. Рассмотрение кассационного протеста гособвинения в Верховном суде Дагестана пока не состоялось.
Еще до вынесения приговора Осман Болиев и его адвокат Сергей Бровченко обратились в Генпрокуратуру РФ, прокуратуру Республики Дагестан, Верховный суд и квалификационную коллегию судей Дагестана с просьбой о привлечении к уголовной и дисциплинарной ответственности мирового судьи участка № 35 г. Хасавюрта, сфальсифицировавшего решение в отношении Болиева и обжаловали прокурору города постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам пыток Османа Болиева, изложенным в статье Анны Политковской в "Новой газете" в феврале этого года.
Напомним, что 15 ноября 2005 года житель города Хасавюрт Осман Болиев находился у автомобиля своего брата, припаркованного рядом с домом. К нему подъехали сотрудники ГИБДД и сообщив, что машина Болиева схожа с той, которая числится в угоне, предложили для проверки проехать в отделение милиции. Сев сам за руль, Болиев вслед за машиной сотрудников ГИБДД поехал в направлении местного ГОВД. Однако по пути автомобиль Болиева остановили бойцы Мобильного отряда МВД РФ по оперативно-розыскной деятельности. Сотрудники ГИБДД передали Болиева милиционерам мобильного отряда и уехали. Те, в свою очередь, посадили О. Болиева в свою автомашину, надели ему на голову мешок, заковали в наручники и доставили его в отдел внутренних дел Хасавюрта. В милиции правозащитника, по его словам, несколько часов пытали, а затем обыскали и "обнаружили" у него гранату в разобранном виде.
Сначала Болиева также пытались обвинить в участии в незаконном вооруженном формировании. Уже на следующий день после задержания, 16 ноября 2005 года, РИА "Дагестан" со ссылкой на пресс-службу МВД Дагестана сообщило, что в Хасавюрте задержан активный участник незаконных вооруженных формирований О. Болиев, который, по данным правоохранительных органов, входил в группировку Абдулшейхова Арсланбека, убитого в г. Москве в театре "Норд-ост" в 2003 году. В сообщении также говорилось, что спецслужбы располагают сведениями об участии задержанного в боевых действиях против федеральных сил на территории Чеченской Республики и что у "боевика" при задержании "обнаружена и изъята граната РГД-5 с запалом".
"Обыск был проведен не на месте задержания Болиева, а только в здании ГОВД. Следуя логике, Болиев, когда ехал вслед за машиной сотрудников ГИБДД, мог легко избавиться от деталей гранаты, но не сделал этого, - заявлял фонд "Общественный вердикт". - В документах, представленных в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, отсутствовали описание гранаты, опросы понятых, присутствовавших при обыске (материалы опросов были предоставлены только через несколько дней), материалы административного задержания". Примечательно, что на экспертизу дознавателем по делу Болиева была направлена граната РГД-5, а эксперт представил заключение на гранату "РГН (афганка)". Адвокат Салимат Кадырова, высказала в разговоре с корреспондентом "Кавказского узла" предположение, что гранату поменяли в связи с тем, что первая уже где-то "засвечена".
По мнению ряда экспертов, причиной задержания и обвинения Болиева стала его профессиональная деятельность. Общественная организация "Ромашка", которую возглавляет Болиев, является инициатором громкого судебного процесса по делу о похищении в Дагестане 19 октября 2004 года сотрудниками Хасавюртовского ГОВД местного жителя Яралы Исраилова. Болиев, вместе с руководителем Центра содействия международной защите Кариной Москаленко, составил и направил жалобу по этому делу в Европейский суд по правам человека. Кроме того, Болиевым был предан огласке факт убийства 6-летней девочки Суммаи Абдурашитовой сотрудниками правоохранительных органов Дагестана во время спецоперации по задержанию подозреваемых в совершении преступлений. Она погибла прямо в постели 14 марта 2005 года в селении Солнечное Хасавюртовского района от осколка крупнокалиберного снаряда. Жалоба по этому делу также была подана в Европейский суд.
Правозащитный центр "Мемориал" заявил 16 марта, что "уголовное преследование в Дагестане Османа Болиева имеет отчетливо выраженные политические мотивы". "Обеспечить снятие обвинений с г-на Болиева, а также начать уголовное расследование в отношении действий местных правоохранительных органов в этом вопиющем случае", потребовали в открытом письме от прокурора Дагестана Международная Хельсинкская Федерация по правам человека, Норвежский Хельсинкский комитет и Московская Хельсинкская группа.