В её руках рождается красота

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 

«Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.»
Брюсов В.Я.

Года три назад, на ФБ я увидел фотографии красиво разрисованных подносов. Автором этих прекрасных работ была художник из Гадрута Александра Аветисова. Мне они Эти работы очень понравились. Тогда же я попросил её согласия, чтобы написать и выставить пост про это её хобби. Но Александра (Саша) не сразу согласилась, и прошло почти три года...

В назначенный день я поехал в Гадрут. Меня встретила Саша - невысокая миловидная женщина, которая повела в дом, где находилась часть её работ. Там была её подруга Фируз, которую я знаю ещё со времён войны – отец её пропал без вести...  Пили чай, ели вкусный яблочный торт, которая Саша сама испекла. Я не хотел начинать разговор сразу с работ, фотографировать их. Мне было интересно «покопаться» в самой хозяйке: откуда она, что окончила, как начала заниматься этим делом, сколько у неё детей, не мешает ли это хобби домашним и многое другое. Это мой принцип, так как считаю, что не может плохой человек делать прекрасные вещи, ну, не может быть такого...

«Это было в 1999 году, когда я уже работала в Гадрутском детском доме творчества, одновременно работая в школе учителем рисования. Чтобы не забыть рисование, решила поработать с детьми. И это оказалось судьбоносным – я это дело очень полюбила, с детьми мне было приятно и интересно работать. Они открытые, непосредственные, искренние, что у них на уме, то и на языке c ними легко работать. 

Это было после войны, всем нам было трудно, только-только начали приходить в себя, отходить от тяжёлой жизни без света, без информации, нас держала одна вера в Бога и надежда на благоразумие людей... И спасение пришло из ... больницы. Тогда к нам в Гадрут приехали представители Международного Комитета Красного Креста (МККК)  и попросили на стенах детской больницы сделать сказочные рисунки. Я согласилась, и стены больницы мы разукрасили сценами из диснеевских и советских мультиков. После этого из МККК снова поступило предложение, чтобы в каждом кабинете детской больницы висели детские рисунки. До сих пор эти картинки висят в кабинетах, хотя дети, рисовавшие их, давно уже выросли...», - говорит Саша, наливая мне вторую чашку прекрасного заваренного чая, положив в тарелку очередной кусок торта.

Слушаю её, пью чай, одновременно скосив глаза на целлофановый большой пакет, лежавший на диване, в котором, как я понял, находились её уникальные  работы. Но решил  не торопить события. Из разговора я узнал, что  родилась она в Средней Азии, в Ашхабаде, окончила архитектурный факультет Туркменского политехнического института. Замужем в Гадруте, трое детей. Работала 8 лет архитектором Гадрутского района, теперь ведёт кружок живописи в Доме детского творчества. С любовью и теплотой рассказала о детях, которые идут в её кружок, даже о тех, у которых, нет таланта рисовать. Но запретить им приходить на кружок рисования в Детский дом творчества – выше её сил.

«Как-то, переводчица МККК обращается ко мне с просьбой отреставрировать тарелку (память матери), на которой все рисунки были почти стёрты. Я никогда этим не занималась, но постеснялась отказать ей и согласилась помочь. Она принесла мне краски и всё необходимое. Я восстановила...

Через некоторое время, я увидела дома старый поднос, почти заржавевший, со стёртыми рисунками и начала его реставрировать. После этого я отреставрировала, восстановила все наши старые домашние подносы и некоторые мне приносили по моей просьбе... Вот, так я и увлеклась...

Как правило, я работала в утренние часы, потому что потом идёт домашняя работа, забота о детях и пр.

Как-то, пошла я к роднику, смотрю, валяется старый поднос. Приношу его домой, шкуркой очищаю поверхность до основания,  наношу рисунки, даю ему вторую жизнь. Фактически это стало моим увлечением. Душа отдыхает, ты занимаешься творчеством и в то же время создаёшь что-то новое», - улыбаясь, говорит Саша.

Потом мы, пока теоретически, перешли к тому, как она работает, какими красками пользуется и т.д. Для меня это было всё ново, как само это её хобби, так и терминология. Впервые услышал про акриловую краску. Оказывается, почти все её работы были сделаны этой краской.  Когда Саша начала рассказывать, как она делает эти свои красивые работы, голос у неё изменился, появились какие-то любовные нотки, а глаза задористо заблестели. Я обратил внимание на её руки – красивые, ухоженные женские руки, и не верилось, что эти руки создают такую красоту. Ведь, чтобы создать всё это, надо поработать со шкуркой, подготовить основание подноса, покрасить фон и заднюю плоскость подноса, а на следующий день поработать над рисунком, а после всего этого покрытие лаком. В среднем, на изготовление одного такого красивого подноса идёт почти три дня.

Вспомнились чьи-то слова: «Там, где обычный человек видит камень, художник слышит музыку...». Вот, в словах Саши, когда она увлечённо рассказывала о своём хобби, я и слышал музыку...

Выставив подносы на стол, она начала показывать мне узоры на них, объяснять их значение: «Потом я перекинулась на армянские орнаменты. Все рисунки, все переплетения имеют свой смыл, во многих узорах видны кресты. Книга с орнаментами манускриптов - настоящая сокровищница для моей фантазии, она мне задавала вектор и вдохновляла своими изящными рисунками и тонкими линиями... тем более все орнаменты взяты из Евангелия. Это и особая ответственность, и трепетное отношение к вековым рисункам, дошедших до нас, это чудо, что мы сейчас имеем такое наследие...

Я начала добавлять и своё, так как невозможно всё повторить, потому что,  форма подноса диктует своё, цвет, который я даю, также диктует своё, да и состояние человека тоже вносит свои коррективы...

Как смотрят домашние на моё хобби?  Я не давала им повода, чтобы они были против моего увлечения, они не чувствуют себя ущемлёнными.

Всего у меня 50 работ, много подарила друзьям и родственникам, подносы «разлетелись» в Степанакерт, Ереван, Москву и другие города. Я счастлива, что имею возможность радовать дорогих и близких людей, даря им на память свои творения ...

Любое творчество требует время, требует душевных затрат, если у тебя в этот день какая-то проблема, лучше не садиться за работу.  Эта работа успокаивает, для меня это арт терапия» - говорит Саша. Сделав паузу, добавляет - Задача художника -передать красоту мира, так, как он видит её».

Мне понравилось, что она выставила мне на показ не только прекрасно сделанные ею работы, но, также и неоконченные, подносы, которые она использует дома. Было видно, что ко всем им она относится трепетно, с любовью, как к своим детишкам...

После того, как я попрощался с Сашей и Фируз, решил поехать в детскую больницу, чтобы своими глазами увидеть рисунки из мультиков, которые Саша после войны нарисовала на стенах этого детского лечебного заведения. Поднялся на второй этаж и моему взору открылись сценки из различных мультиков. Представил, как мелкие, когда их родители приводят сюда, с радостью смотрят на своих любимых персонажей из мультиков и забывают, что где-то, что-то у них болит...

Друзья, если кто захочет подобные рисунки, Саша может исполнить на заказ. Это всё можно в онлайн режиме и я готов содействовать в этом вопросе.

Этот пост один из моих трудных, но приятных душе постов. Всё-таки интересно выставлять посты про искусство, музыку, литературу и пр., ведь не хлебом единым жив человек и, красота, на самом деле, спасёт мир и это не пустые слова...

Саша показывает свои работы...

По краям левого подноса - основа орнамента армянских рукописей. На крайнем справа - основа переплетения из рукописи Евангелия из Хизан (Васпуракан). Каллиграф и художник Рстакес (датируется 1387 годом). Всё остальное в процессе нанесения рисунка, придумала и развила некоторые мотивы в орнаменте сама Саша, Их может быть бесконечное множество, но основа переплетения, как стержень неизменимы. Слева два подноса  навеяны этими мотивами и произвольно в цвете и композиции придуманы ею.

Птичка, изображённая в работе посередине символизирует душу, какая птичка такая и душа. 

Работа слева: птица с красиво изогнутой шеей взята маленьким вариантом каллиграфическим рисунком из рукописи 1495 г. (Евангелие, Верхний Нораван Вайоц Дзор). Каллиграф монах Григор, получатель художник Абраам в Татеве

На данной композиции Саша разместила птицу на кресте с растительным орнаментом на фоне голубого с серым

Композиция была придумана в цвете сразу по ходу работы, как обычно получается, Саша не делала предварительных эскизов,  Поднос в середине: здесь росписными буквами армянского алфавита, взятые как заглавные, написано слово АРЦАХ. А внизу под словом орнамент камня надгробия Гасан-Джалала Великого князя Хачена. Композиция произвольная, как и цвет. Применены акриловые краски и после высыхания покрыты лаком.

Крайний правый: на бирюзовом фоне узор из рукописи Евангелия из монастыря Св. Геворга (Мокс). Художник Закария Кронавор, получатель Хнду Махтеси 1357 г., узор каллиграфический был, все остальное в цвете придумано художником.

Левая работа – две перекрещённые половины - армянская буква «Ч» ("ճարտարապետ" - "архитектор"), но настолько видоизменилась, что смотрится  как самостоятельный узор. За основу взято из Евангелия. Получатель Петрос Кронавор, переплетчик иерей Хачатур, 12 век. На средней – Ангел Хранитель над Гандзасаром. На правой – армянский узор, взят из монускриптов, цвета придумала сама художник.

Ручная работа из армянских каллиграфов, многие узоры были изменены (добавлены, убавлены) автором этих работ.

Цветочные узоры. Средняя работа – Ангел, по одежде похож немного на византийского.

Левая работа – из армянских сказок, в середине работы автор добавила знак вечности. Правая работа– взята из армянских монускриптов. 

Очень старые подносы, полностью заржавевшие, но умелая рука художника нанесла на них, без предварительного эскиза, то, что она увидела вокруг – цветы (левый поднос). А правый – взято из чайного сервиза.  

Оба подноса отреставрированы, на них всё было стёрто. Узоры и пр. такие, какие были ранее.

Композиция подсолнухи и фиалки – идея художника. Одна из первых работ Саши.

 

Незавершённая работа, дома постоянно пользуются этим подносом. Переплетение двух павлинов образуют армянскую букву «Ч».

Восстановленный старый ржавый поднос. Вид на розы сверху. 

Сцена из мультиков на стене детской больницы г.Гадрута 1.

Сцена из мультиков на стене детской больницы г.Гадрута 2.

Сцены из мультиков на стене детской больницы г.Гадрута 3.